муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» 624447, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул.Микова, 26, тел. 8 (34384) 6-82-27, ОКПО 59266236, ОГРН 1026601183355; ИНН/КПП 6617008258/661701001 ПРИНЯТА на педагогическом совете протокол от 05.06.2024 № 05 УТВЕРЖДЕНА Заведующим МАДОУ № 15 С.А. Кочеткова Приказ от 06.06.2024 № 30- Д ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Развиваемся, играя» Возраст обучающихся – дети 3 года жизни срок реализации программы 1 год Составитель: Филиппова Наталья Владимировна, заместитель заведующего ГО Краснотурьинск 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка 3 1.1 Актуальность 3 1.2 Отличительные особенности программы, новизна 4 1.3 Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения Программы 5 1.4 Особенности организации образовательного процесса 6 2 Цели и задачи Программы 7 3 Содержание образовательной деятельности 7 Учебный план 7 Содержание учебного плана 7 Планируемые результаты освоения Программы 13 Организационно-педагогические условия 13 4.1 Календарный учебный график 13 4.2 Условия реализации Программы 13 4.2.1 Материально-техническое обеспечение Программы 14 4.2.2 Кадровое обеспечение 14 4.2.3 Методические материалы 14 Педагогическая диагностика 14 Литература 15 3.1 3.1.2 3.2 4 4.3 2 1.1. 1. Пояснительная записка Актуальность Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие; обеспечение вариативности и разнообразие Программ. Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Удовлетворение этой потребности, база, заложенная в этом периоде, во многом определяет успешность ребенка в будущем. Нет неспособных детей. Каждый обладает какими-то способностями, которые можно увидеть, но можно и не заметить, и даже затормозить. У детей любого возраста есть общие черты, но есть и сугубо индивидуальные. [1] Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Развиваемся, играя» (далее - Программа) направлена на занятия с одним ребенком 3 года жизни, учитывая его индивидуальные особенности. Содержание Программы реализуется в различных видах детской деятельности: игра, предметная деятельность, общение, экспериментирование, двигательная активность. В Программе предусмотрены игровые педагогические технологии: «Блоки Дьенеша», «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, «Дары Фребеля». Основные направления Программы: Развитие моторных навыков: игры и упражнения, направленные на развитие моторных навыков ребенка, включая координацию, равновесие и мелкую моторику. Развитие когнитивных навыков: игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и логическое мышление. Развитие речи. Развитие навыков правильного дыхания, укрепление мышц лица. Развитие навыков изобразительной деятельности (лепка, рисование). Преимущества Программы: Индивидуальный подход: Программа адаптируется к индивидуальным потребностям и темпу развития ребенка. Игровой подход: Программа использует игру и творческие занятия, чтобы сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Развитие навыков: Программа помогает ребенку развивать свои навыки и способности в различных областях. 3 Нормативно-правовое обеспечение программы Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28; Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. № 02. Программа построена на следующих принципах: принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, использование специфических видов детской деятельности (игры, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, творческой активности); принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений как детей, так и взрослых в реализации программы. принцип позитивной социализации предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности и ценностное восприятие мира, освоение ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми. 1.2 Отличительные особенности программы, новизна Программа разработана на основе учебной программы психологического сопровождения детей 2 - 4 лет в период адаптации к условиям ДОУ «Вместе весело играть» Пазухиной И.А и методического пособия: «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3 лет» Погудкиной И.С. Основные аспекты новизны Программы: Индивидуальные траектории обучения: каждый ребенок имеет уникальный путь обучения, и программа учитывает его индивидуальные сильные и слабые стороны, а также интересы ребенка. 4 Обучение через игру: программа включает в себя обучение через игру, которое предназначено для вовлечения и стимулирования естественной любознательности, творчества и воображения ребенка. Программа предназначена для того, чтобы быть гибкой и адаптируемой к меняющимся потребностям и интересам ребенка, обеспечивая его постоянную вовлеченность и мотивацию в течение всего обучения. Акцент на социально-эмоциональном развитии: уделяется особое внимание социально-эмоциональному развитию, признавая важность эмоционального интеллекта, эмпатии и самосознания в общем развитии ребенка. Междисциплинарный подход, включающий элементы различных предметов, таких как искусство, музыка и движение, для создания богатого и разнообразного обучающего опыта. 1.3 Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения Программы Участники Программы – дети 2-3 лет. Возрастные особенности детей 3 года жизни Дети на 3 году жизни активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому взрослому необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно нагляднодейственное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и 5 потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей со взрослым постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Обучение по данной Программе осуществляется по желанию воспитанников и заявлению родителей (законных представителей). Режим занятий: Программа реализуется 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия: 10 минут + 10 минут самостоятельная игровая деятельность Форма обучения – индивидуальная – 1 ребенок Организация образовательной деятельности по Программе: Для ребенка 3 года жизни организуется игровое пространство, в котором он, играя, развивается. Продолжительность индивидуального взаимодействия взрослого и ребенка – 20 минут. Первые 10 минут – игры и упражнения под руководством педагога, вторые 10 минут – самостоятельная игровая деятельность под наблюдением и сопровождением педагога. Вид занятия: комплексное. Объем Программы – 34 занятия. Сроки освоения Программы: Программа рассчитана - на 1 учебный года (сентябрь-май). 1.4 Особенности организации образовательного процесса Формы обучения: индивидуальная – 1 человек. Вид занятия: комплексное. 1. Игровая деятельность: игры, которые способствуют развитию моторики и координации; игры с игрушками, конструкторами, мячами и другими предметами. 2. Творческая деятельность: рисование, лепка из пластилина. 3. Познавательные задания: на развитие речи - чтение книг, рассказывание сказок, обсуждение картинок; игры на развитие логики и памяти - простые пазлы, сортировка предметов по цвету или размеру. 6 4. Физическая активность: различные развивают координацию и силу. подвижные игры, которые Формы подведения итогов по Программе: открытое занятие. 2. Цели и задачи Программы Цель – комплексное развитие ребенка третьего года жизни через индивидуальные игровые занятия. Задачи: развивать наглядно-действенное мышление; совершенствовать обследовательские действия; развивать понимание речи и активного словаря; воспитывать интерес к изобразительной деятельности; развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве; поддерживать эмоционально-положительное состояние ребенка. 3. Содержание образовательной деятельности 3.1. Учебный план Год обучения Количество часов в неделю (минуты/кол-во занятий) Общее количество занятий в год 1 10+10 мин / 1 занятие 33 занятия Итого за 1 год обучения 33 занятия 3.1.2 Содержание учебного плана Месяц Неделя Сентябрь 1 Содержание Тема: «Домашние животные» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок, игрушек; - чтение стихов; - упражнения на развитие движений; 7 2 3 4 Октябрь 1 2 3 4 - рисование. Тема: «Домашние животные и их детеныши» - пальчиковые игры; - рассматривание игрушек; - упражнения на сенсорное развитие; - игры-забавы; - лепка. Тема: «Дикие животные» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок, игрушек; ; - упражнения на сенсорное развитие; - игры-забавы; - рисование. Тема: «Дикие животные и их детеныши» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок, иллюстраций книг; - упражнения на сенсорное развитие; - упражнения на развитие движений; - игры-забавы; - лепка. Тема: «Овощи» - пальчиковые игры; - рассматривание муляжей; - упражнения на сенсорное развитие; - игры на развитие слухового восприятия; - игры-забавы; - рисование. Тема: «Овощи» - пальчиковые игры; - рассматривание муляжей, картинок; - чтение стихов - упражнения на сенсорное развитие; - игры на развитие слухового восприятия; - игра в настольный театр «Репка»; - лепка. Тема: «Фрукты» - пальчиковые игры; - рассматривание муляжей, картинок; - чтение стихов - упражнения на сенсорное развитие; - игры на развитие движений; - рисование. Тема: «Фрукты» - пальчиковые игры; 8 Ноябрь 1 2 3 4 Декабрь 1 2 3 - рассматривание муляжей, картинок; - чтение стихов - упражнения на сенсорное развитие; - игры на развитие движений; - лепка. Тема: «Одежда» - пальчиковые игры; - сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя пошла гулять»; - чтение стихов. Тема: «Одежда» - пальчиковые игры; - упражнения на развития памяти и внимания; - игры на развитие мелкой моторики; - чтение стихов. Тема: «Обувь» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок; - упражнения на сенсорное развитие; - упражнения на развития памяти и внимания; - игры на развитие движений. Тема: «Обувь» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок; - упражнения на сенсорное развитие; - упражнения на развития памяти и внимания; - игры на развитие движений. Тема: «Геометрические фигуры» - пальчиковые игры; - игры на развитие мышления; - упражнения на сенсорное развитие; - упражнения на развития памяти и внимания; - игры на развитие движений; - рисование. Тема: «Геометрические фигуры» - пальчиковые игры; - игры на развитие мышления; - упражнения на сенсорное развитие; - упражнения на развития памяти и внимания; - игры на развитие движений. Тема: «Зима» - пальчиковые игры; - игры на развитие мышления; - упражнения на сенсорное развитие; - упражнения на развития памяти и внимания; 9 4 Январь 3 4 5 Февраль 2 3 4 - игры на развитие движений; - рисование. Тема: «Подарки Деда Мороза» - пальчиковые игры; - игры на развитие мышления; - игры-забавы; - упражнения на развития памяти и внимания; - чтение стихов; - рисование. Тема: «Птицы» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок - игры на развитие мышления; - упражнения на сенсорное развитие; - игры на развитие движений. Тема: «Птицы» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок; - игры на развитие мелкой моторики; - упражнения на сенсорное развитие; - игры на развитие движений. Тема: «Дом» - пальчиковые игры; - игры на развитие мелкой моторики; - упражнения на сенсорное развитие; - настольный театр «Теремок»; - игры на развитие движений. Тема: «Дом» - пальчиковые игры; - игры на развитие мелкой моторики; - упражнения на сенсорное развитие; - настольный театр «Теремок»; - игры на развитие движений; - рисование. Тема: «Транспорт» - пальчиковые игры; - рассматривание игрушек; - чтение стихов; - игры на развитие мелкой моторики; - упражнения на сенсорное развитие. Тема: «Транспорт» - пальчиковые игры; - сюжетно-ролевая игра «Грузовик»; - чтение стихов; 10 Март 1 2 3 4 Апрель 1 2 - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие мышления. Тема: «Мои игрушки» - пальчиковые игры; - чтение и обыгрывание стихов А. Барто; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие мышления; - игры на развитие движений; - рисование. Тема: «Мои игрушки» - пальчиковые игры; - чтение и обыгрывание стихов А. Барто; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие мышления; - игры на развитие движений; - лепка. Тема: «Посуда» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок и предметов посуды; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие мышления; - игры на развитие движений; - упражнения на сенсорное развитие; - рисование. Тема: «Посуда» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок и предметов посуды; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие мышления; - упражнения на сенсорное развитие; - лепка. Тема: «Продукты питания» - пальчиковые игры; - сюжетно-ролевая игра «Магазин»; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие мышления; - игры на развитие движений; - упражнения на сенсорное развитие. Тема: «Продукты питания» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие мышления; - игры на развитие движений; 11 3 4 Май 2 3 4 ИТОГО - упражнения на сенсорное развитие; - игры-забавы. Тема: «Насекомые» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие памяти и внимания; - игры на развитие движений; - упражнения на сенсорное развитие; - игры-забавы. Тема: «Насекомые» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие памяти и внимания; - игры на развитие движений; - чтение стихов; - рисование. Тема: «Ягоды» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие памяти и внимания; - игры на развитие движений; - упражнение на сенсорное развитие; - лепка. Тема: «Ягоды» - пальчиковые игры; - рассматривание картинок; - игры на развитие мелкой моторики; - игры на развитие памяти и внимания; - игры на развитие движений; - упражнение на сенсорное развитие; - рисование. Итоговое занятие – Открытое занятие для родителей 33 12 3.2. Планируемые результаты у ребенка развита крупная моторика; ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов; ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребенок осваивает основы изобразительной деятельности: лепка, рисование; ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи; ребенок проявляет интерес к стихам, повторяет отдельные фразы за взрослым. 4. Организационно-педагогические условия 4.1. Год обучения 1 год Календарный учебный график Дата начала обучения 01сентября Дата Количество Количество окончания учебных учебных обучения недель дней 31 мая 33 33 Количес тво учебных часов Режим занятия 16,5 1 занятие в неделю по 10+10 мин. Каникулы: первая неделя февраля 4.2. Условия реализации Программы 4.2.1. Материально-техническое обеспечение Программы Занятия по Программе проходят в групповом помещении ДОУ, которое имеет следующее материально-техническое оснащение: стол детский - 1 шт; стул детский – 1 шт; настенный коврик «Феолетовый лес» – 1 шт; мультимедийная техника; демонстрационный материал; игрушки по темам; игровой и развивающий материал; альбомы; краски, кисти, цветные карандаши; пластилин; 13 оборудование для развитие крупной моторики; мычи разных размеров; акустическая колонка. 4.2.2. Кадровое обеспечение Реализация Программы обеспечивается заместителем заведующего Филипповой Н.В. (Нижнетагильский государственный педагогический институт; специальность - изобразительное искусство и черчение, квалификация – учитель черчения и рисования, 2000; профессиональная переподготовка: ГБПОУ Свердловской области «Северный педагогический колледж», г.Серов, 2016, «Дошкольное образование»; АНО «Академия дополнительного профессионального образования», г. Курган, 2019, «Руководитель дошкольной образовательной организации. Менеджмент в сфере дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».) 4.2.3. Методические материалы 1. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996. 2. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика.- М.: ООО Издательство «Эксмо», 2000. 3. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий.- СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2021. 4. Нищева Н.В. Алгоритмические схемы для рассказывания сказок.СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2021. 5. Нищева Н.В. Веселые потешки и пестушки.- СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015. 6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО Издательство «АСТ», 1999. 7. Энциклопедия развивалок.- М.6 Эксмо, 2012. 4.3 Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика направлена на изучение индивидуальности и степень развития ребенка, а так же о получении информации о динамики развития и успешности освоения им Программы. Диагностика проходит 2 раза в год – октябрь, апрель. Методы диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности. 14 Результаты фиксируются в индивидуального развития ребенка. № п/п таблицу Показатели и заносятся в карту Таблица № 1 Достижения ребенка Сроки появления достижения Степень проявления октябрь апрель 1 обладает развитой потребностью бегать, прыгать 2 развиты основные движения: прыжки на двух ногах, в длину, вверх ползание и лазание 3 подбирает и группирует предметы по образцу 4 умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру 5 сопровождает речью игровые действия 6 знает несколько простых стихов 7 с интересом включается в изобразительную деятельность – рисует красками кружочки, овалы, закрашивает, подражает по образцу 8 проявляет интерес к лепке Инструментарий мониторинговых наблюдений: показатель проявляется «ярко» - зелёный кружок; показатель проявляется «нестабильно» - жёлтый кружок; показатель проявляется «почти не проявляется» – красный кружок». Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Литература 1. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий.- СПБ.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2021. 2. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. 15 3. Пазухина И.А. Вместе весело играть. Учебная программа психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ.- СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2020. 4. Стефанко А.В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет).- СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015. 1. 2. 3. 4. Литература для родителей Жукова М.А. Полный годовой курс 2-3 года.- М.: ООО «Симбат», 2020. Земцова О.Н. Первая книга знаний.-М.: ООО «Махаон», 2022. Смирнова Е.В. Занимаемся с мамой для детей 2-3 лет.- М.: ЭКСМО, 2022. Семина И.К., Маврина Л.В. Уроки для малышей 2+. Рисование.- М.: ООО «Стрекоза», 2022. 16