муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
624447, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул.Микова, 26, тел. 8 (34384) 6-82-27,
ОКПО 59266236, ОГРН 1026601183355; ИНН/КПП 6617008258/661701001
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
протокол от 05.06.2024 № 05
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ № 15
С.А. Кочеткова
Приказ от 06.06.2024 № 30- Д
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Развиваемся, играя»
Возраст обучающихся – дети 3 года жизни
срок реализации программы 1 год
Составитель:
Филиппова Наталья Владимировна,
заместитель заведующего
ГО Краснотурьинск
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1
Пояснительная записка
3
1.1
Актуальность
3
1.2
Отличительные особенности программы, новизна
4
1.3
Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения
Программы
5
1.4
Особенности организации образовательного процесса
6
2
Цели и задачи Программы
7
3
Содержание образовательной деятельности
7
Учебный план
7
Содержание учебного плана
7
Планируемые результаты освоения Программы
13
Организационно-педагогические условия
13
4.1
Календарный учебный график
13
4.2
Условия реализации Программы
13
4.2.1
Материально-техническое обеспечение Программы
14
4.2.2
Кадровое обеспечение
14
4.2.3
Методические материалы
14
Педагогическая диагностика
14
Литература
15
3.1
3.1.2
3.2
4
4.3
2
1.1.
1. Пояснительная записка
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования является создание благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями; охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
обеспечение вариативности и разнообразие Программ.
Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира.
Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии.
Удовлетворение этой потребности, база, заложенная в этом периоде, во
многом определяет успешность ребенка в будущем.
Нет неспособных детей. Каждый обладает какими-то способностями,
которые можно увидеть, но можно и не заметить, и даже затормозить.
У детей любого возраста есть общие черты, но есть и сугубо
индивидуальные. [1]
Дополнительная
общеразвивающая
программа
дошкольного
образования «Развиваемся, играя» (далее - Программа) направлена на
занятия с одним ребенком 3 года жизни, учитывая его индивидуальные
особенности.
Содержание Программы реализуется в различных видах детской
деятельности:
игра,
предметная
деятельность,
общение,
экспериментирование, двигательная активность.
В Программе предусмотрены игровые педагогические технологии:
«Блоки Дьенеша», «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, «Дары Фребеля».
Основные направления Программы:
Развитие моторных навыков: игры и упражнения, направленные на
развитие моторных навыков ребенка, включая координацию,
равновесие и мелкую моторику.
Развитие когнитивных навыков: игры и упражнения, направленные
на развитие внимания, памяти и логическое мышление.
Развитие речи.
Развитие навыков правильного дыхания, укрепление мышц лица.
Развитие навыков
изобразительной
деятельности (лепка,
рисование).
Преимущества Программы:
Индивидуальный
подход:
Программа
адаптируется
к индивидуальным потребностям и темпу развития ребенка.
Игровой подход: Программа использует игру и творческие занятия,
чтобы сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Развитие навыков: Программа помогает ребенку развивать свои
навыки и способности в различных областях.
3
Нормативно-правовое обеспечение программы
Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28;
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
безвредности для человека факторов среды обитания»
утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.
2021 г. № 02.
Программа построена на следующих принципах:
принцип возрастной адекватности образования предполагает
подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями детей, использование
специфических видов детской деятельности (игры, коммуникативной,
познавательно-исследовательской деятельности, творческой активности);
принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых
предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений как детей, так и взрослых в реализации программы.
принцип позитивной социализации предполагает ориентацию на
общечеловеческие ценности и ценностное восприятие мира, освоение
ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных
образцов поведения и общения с другими людьми.
1.2 Отличительные особенности программы, новизна
Программа
разработана
на
основе
учебной
программы
психологического сопровождения детей 2 - 4 лет в период адаптации к
условиям ДОУ «Вместе весело играть» Пазухиной И.А и методического
пособия: «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей
раннего возраста с 1 года до 3 лет» Погудкиной И.С.
Основные аспекты новизны Программы:
Индивидуальные траектории обучения: каждый ребенок имеет
уникальный путь обучения, и программа учитывает его индивидуальные
сильные и слабые стороны, а также интересы ребенка.
4
Обучение через игру: программа включает в себя обучение через
игру, которое предназначено для вовлечения и стимулирования естественной
любознательности, творчества и воображения ребенка.
Программа предназначена для того, чтобы быть гибкой и
адаптируемой к меняющимся потребностям и интересам ребенка,
обеспечивая его постоянную вовлеченность и мотивацию в течение всего
обучения.
Акцент на социально-эмоциональном развитии: уделяется особое
внимание социально-эмоциональному развитию, признавая важность
эмоционального интеллекта, эмпатии и самосознания в общем развитии
ребенка.
Междисциплинарный подход, включающий элементы различных
предметов, таких как искусство, музыка и движение, для создания богатого и
разнообразного обучающего опыта.
1.3 Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения Программы
Участники Программы – дети 2-3 лет.
Возрастные особенности детей 3 года жизни
Дети на 3 году жизни активно овладевают разнообразными
движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более
активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества
предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не
способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому взрослому
необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать
их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде
сверстников.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции
головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании
окружающего мира.
Для детей этого возраста характерно нагляднодейственное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не
столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более
разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем
полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем
отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей,
они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в
детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши
изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет
быстрое освоение грамматических форм.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к
трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и
распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и
5
потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное
значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение детей со взрослым постоянно обогащается и развивается. Это
и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое,
сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме
того, познавательное общение.
Обучение по данной Программе осуществляется по желанию
воспитанников и заявлению родителей (законных представителей).
Режим занятий:
Программа реализуется 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятия: 10 минут + 10 минут самостоятельная
игровая деятельность
Форма обучения – индивидуальная – 1 ребенок
Организация образовательной деятельности по Программе:
Для ребенка 3 года жизни организуется игровое пространство, в
котором он, играя, развивается. Продолжительность индивидуального
взаимодействия взрослого и ребенка – 20 минут. Первые 10 минут – игры и
упражнения под руководством педагога, вторые 10 минут – самостоятельная
игровая деятельность под наблюдением и сопровождением педагога.
Вид занятия: комплексное.
Объем Программы – 34 занятия.
Сроки освоения Программы:
Программа рассчитана - на 1 учебный года (сентябрь-май).
1.4 Особенности организации образовательного процесса
Формы обучения: индивидуальная – 1 человек.
Вид занятия: комплексное.
1. Игровая деятельность: игры, которые способствуют развитию
моторики и координации; игры с игрушками, конструкторами, мячами
и другими предметами.
2. Творческая деятельность: рисование, лепка из пластилина.
3. Познавательные задания:
на развитие речи - чтение книг,
рассказывание сказок, обсуждение картинок; игры на развитие логики
и памяти - простые пазлы, сортировка предметов по цвету или
размеру.
6
4. Физическая активность: различные
развивают координацию и силу.
подвижные
игры,
которые
Формы подведения итогов по Программе: открытое занятие.
2. Цели и задачи Программы
Цель – комплексное развитие ребенка третьего года жизни через
индивидуальные игровые занятия.
Задачи:
развивать наглядно-действенное мышление;
совершенствовать обследовательские действия;
развивать понимание речи и активного словаря;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку
в пространстве;
поддерживать эмоционально-положительное состояние ребенка.
3. Содержание образовательной деятельности
3.1. Учебный план
Год
обучения
Количество
часов в неделю
(минуты/кол-во занятий)
Общее количество
занятий в год
1
10+10 мин / 1 занятие
33 занятия
Итого за 1 год обучения
33 занятия
3.1.2 Содержание учебного плана
Месяц
Неделя
Сентябрь
1
Содержание
Тема: «Домашние животные»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок, игрушек;
- чтение стихов;
- упражнения на развитие движений;
7
2
3
4
Октябрь
1
2
3
4
- рисование.
Тема: «Домашние животные и их детеныши»
- пальчиковые игры;
- рассматривание игрушек;
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры-забавы;
- лепка.
Тема: «Дикие животные»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок, игрушек; ;
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры-забавы;
- рисование.
Тема: «Дикие животные и их детеныши»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок, иллюстраций книг;
- упражнения на сенсорное развитие;
- упражнения на развитие движений;
- игры-забавы;
- лепка.
Тема: «Овощи»
- пальчиковые игры;
- рассматривание муляжей;
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры на развитие слухового восприятия;
- игры-забавы;
- рисование.
Тема: «Овощи»
- пальчиковые игры;
- рассматривание муляжей, картинок;
- чтение стихов
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры на развитие слухового восприятия;
- игра в настольный театр «Репка»;
- лепка.
Тема: «Фрукты»
- пальчиковые игры;
- рассматривание муляжей, картинок;
- чтение стихов
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры на развитие движений;
- рисование.
Тема: «Фрукты»
- пальчиковые игры;
8
Ноябрь
1
2
3
4
Декабрь
1
2
3
- рассматривание муляжей, картинок;
- чтение стихов
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры на развитие движений;
- лепка.
Тема: «Одежда»
- пальчиковые игры;
- сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя пошла гулять»;
- чтение стихов.
Тема: «Одежда»
- пальчиковые игры;
- упражнения на развития памяти и внимания;
- игры на развитие мелкой моторики;
- чтение стихов.
Тема: «Обувь»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок;
- упражнения на сенсорное развитие;
- упражнения на развития памяти и внимания;
- игры на развитие движений.
Тема: «Обувь»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок;
- упражнения на сенсорное развитие;
- упражнения на развития памяти и внимания;
- игры на развитие движений.
Тема: «Геометрические фигуры»
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мышления;
- упражнения на сенсорное развитие;
- упражнения на развития памяти и внимания;
- игры на развитие движений;
- рисование.
Тема: «Геометрические фигуры»
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мышления;
- упражнения на сенсорное развитие;
- упражнения на развития памяти и внимания;
- игры на развитие движений.
Тема: «Зима»
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мышления;
- упражнения на сенсорное развитие;
- упражнения на развития памяти и внимания;
9
4
Январь
3
4
5
Февраль
2
3
4
- игры на развитие движений;
- рисование.
Тема: «Подарки Деда Мороза»
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мышления;
- игры-забавы;
- упражнения на развития памяти и внимания;
- чтение стихов;
- рисование.
Тема: «Птицы»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок
- игры на развитие мышления;
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры на развитие движений.
Тема: «Птицы»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок;
- игры на развитие мелкой моторики;
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры на развитие движений.
Тема: «Дом»
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мелкой моторики;
- упражнения на сенсорное развитие;
- настольный театр «Теремок»;
- игры на развитие движений.
Тема: «Дом»
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мелкой моторики;
- упражнения на сенсорное развитие;
- настольный театр «Теремок»;
- игры на развитие движений;
- рисование.
Тема: «Транспорт»
- пальчиковые игры;
- рассматривание игрушек;
- чтение стихов;
- игры на развитие мелкой моторики;
- упражнения на сенсорное развитие.
Тема: «Транспорт»
- пальчиковые игры;
- сюжетно-ролевая игра «Грузовик»;
- чтение стихов;
10
Март
1
2
3
4
Апрель
1
2
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие мышления.
Тема: «Мои игрушки»
- пальчиковые игры;
- чтение и обыгрывание стихов А. Барто;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие мышления;
- игры на развитие движений;
- рисование.
Тема: «Мои игрушки»
- пальчиковые игры;
- чтение и обыгрывание стихов А. Барто;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие мышления;
- игры на развитие движений;
- лепка.
Тема: «Посуда»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок и предметов посуды;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие мышления;
- игры на развитие движений;
- упражнения на сенсорное развитие;
- рисование.
Тема: «Посуда»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок и предметов посуды;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие мышления;
- упражнения на сенсорное развитие;
- лепка.
Тема: «Продукты питания»
- пальчиковые игры;
- сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие мышления;
- игры на развитие движений;
- упражнения на сенсорное развитие.
Тема: «Продукты питания»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие мышления;
- игры на развитие движений;
11
3
4
Май
2
3
4
ИТОГО
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры-забавы.
Тема: «Насекомые»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие памяти и внимания;
- игры на развитие движений;
- упражнения на сенсорное развитие;
- игры-забавы.
Тема: «Насекомые»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие памяти и внимания;
- игры на развитие движений;
- чтение стихов;
- рисование.
Тема: «Ягоды»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие памяти и внимания;
- игры на развитие движений;
- упражнение на сенсорное развитие;
- лепка.
Тема: «Ягоды»
- пальчиковые игры;
- рассматривание картинок;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры на развитие памяти и внимания;
- игры на развитие движений;
- упражнение на сенсорное развитие;
- рисование.
Итоговое занятие –
Открытое занятие для родителей
33
12
3.2. Планируемые результаты
у ребенка развита крупная моторика;
ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов;
ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
ребенок осваивает основы изобразительной деятельности: лепка,
рисование;
ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части
речи;
ребенок проявляет интерес к стихам, повторяет отдельные фразы за
взрослым.
4. Организационно-педагогические условия
4.1.
Год
обучения
1 год
Календарный учебный график
Дата начала
обучения
01сентября
Дата
Количество
Количество
окончания
учебных
учебных
обучения
недель
дней
31 мая
33
33
Количес
тво
учебных
часов
Режим
занятия
16,5
1 занятие в
неделю
по 10+10
мин.
Каникулы: первая неделя февраля
4.2.
Условия реализации Программы
4.2.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Занятия по Программе проходят в групповом помещении ДОУ, которое
имеет следующее материально-техническое оснащение:
стол детский - 1 шт;
стул детский – 1 шт;
настенный коврик «Феолетовый лес» – 1 шт;
мультимедийная техника;
демонстрационный материал;
игрушки по темам;
игровой и развивающий материал;
альбомы;
краски, кисти, цветные карандаши;
пластилин;
13
оборудование для развитие крупной моторики;
мычи разных размеров;
акустическая колонка.
4.2.2. Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечивается заместителем заведующего
Филипповой Н.В. (Нижнетагильский государственный педагогический
институт; специальность - изобразительное искусство и черчение,
квалификация – учитель черчения и рисования, 2000; профессиональная
переподготовка: ГБПОУ Свердловской области «Северный педагогический
колледж», г.Серов, 2016, «Дошкольное образование»; АНО «Академия
дополнительного профессионального образования», г. Курган, 2019,
«Руководитель дошкольной образовательной организации. Менеджмент в
сфере дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».)
4.2.3. Методические материалы
1. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет.
Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль:
Академия развития, 1996.
2. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика.- М.: ООО Издательство
«Эксмо», 2000.
3. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2
до7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий.- СПб.:
Издательство «Детство-Пресс», 2021.
4. Нищева Н.В. Алгоритмические схемы для рассказывания сказок.СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2021.
5. Нищева Н.В. Веселые потешки и пестушки.- СПб.: ООО Издательство
«Детство-Пресс», 2015.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО
Издательство «АСТ», 1999.
7. Энциклопедия развивалок.- М.6 Эксмо, 2012.
4.3 Педагогическая диагностика
Педагогическая
диагностика
направлена
на
изучение
индивидуальности и степень развития ребенка, а так же о получении
информации о динамики развития и успешности освоения им Программы.
Диагностика проходит 2 раза в год – октябрь, апрель.
Методы диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности.
14
Результаты фиксируются в
индивидуального развития ребенка.
№
п/п
таблицу
Показатели
и
заносятся
в
карту
Таблица № 1
Достижения ребенка
Сроки появления достижения
Степень проявления
октябрь
апрель
1 обладает развитой потребностью бегать,
прыгать
2 развиты основные движения:
прыжки на двух ногах, в длину, вверх
ползание и лазание
3 подбирает и группирует предметы по
образцу
4 умеет по словесному указанию взрослого
находить предметы по назначению, цвету,
размеру
5 сопровождает речью игровые действия
6 знает несколько простых стихов
7 с интересом включается в изобразительную
деятельность – рисует красками кружочки,
овалы, закрашивает, подражает по образцу
8 проявляет интерес к лепке
Инструментарий мониторинговых наблюдений:
показатель проявляется «ярко» - зелёный кружок;
показатель проявляется «нестабильно» - жёлтый кружок;
показатель проявляется «почти не проявляется» – красный кружок».
Результаты диагностики используются преимущественно для
обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его
развития.
Литература
1. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2
до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий.- СПБ.:
ООО Издательство «Детство-Пресс», 2021.
2. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные
занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) – СПб.:
Издательство «Детство-Пресс», 2015.
15
3. Пазухина И.А. Вместе весело играть. Учебная программа
психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к
условиям ДОУ.- СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2020.
4. Стефанко
А.В.
Организация
воспитательно-образовательного
процесса в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3
лет).- СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015.
1.
2.
3.
4.
Литература для родителей
Жукова М.А. Полный годовой курс 2-3 года.- М.: ООО «Симбат»,
2020.
Земцова О.Н. Первая книга знаний.-М.: ООО «Махаон», 2022.
Смирнова Е.В. Занимаемся с мамой для детей 2-3 лет.- М.: ЭКСМО,
2022.
Семина И.К., Маврина Л.В. Уроки для малышей 2+. Рисование.- М.:
ООО «Стрекоза», 2022.
16