муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» 624447, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул.Микова, 26, тел. 8 (34384) 6-82-27, ОКПО 59266236, ОГРН 1026601183355; ИНН/КПП 6617008258/661701001 ПРИНЯТА на педагогическом совете протокол от 05.06.2024 № 05 УТВЕРЖДЕНА Заведующим МАДОУ № 15 С.А. Кочеткова Приказ от 06.06.2024 № 30- Д ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Мастерская Оригами» Возраст обучающихся – дети 5 – 7 лет срок реализации программы 2 года Составитель: Филиппова Наталья Владимировна, заместитель заведующего ГО Краснотурьинск 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка 3 1.1 Актуальность 3 1.2 Отличительные особенности программы, новизна 4 1.3 Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения Программы 5 1.4 Особенности организации образовательного процесса 8 2 Цели и задачи Программы 9 3 Содержание образовательной деятельности 9 Учебный план 9 3.1.1 Содержание образовательной деятельности - 1 год обучения 9 3.1.2 Содержание учебного плана – 1 год обучения 10 3.1.3 Содержание образовательной деятельности - 2 год обучения 12 3.1.4 Содержание учебного плана – 2 год обучения 12 Планируемые результаты освоения Программы 13 Организационно-педагогические условия 14 4.1 Календарный учебный график 14 4.2 Условия реализации Программы 14 4.2.1 Материально-техническое обеспечение Программы 14 4.2.2 Кадровое обеспечение 15 4.2.3 Методические материалы 15 Педагогическая диагностика 15 Литература 17 3.1 3.2 4 4.3 2 1. Пояснительная записка 1.1 Актуальность Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка; формирования его эстетических и интеллектуальных качеств, инициативности и самостоятельности.[7] Искусство оригами доступно детям всех возрастов и способностей. Оно не требует дорогих материалов или специального оборудования, что делает его универсальным инструментом для работы с детьми разного уровня подготовки. Оригами — это не только увлекательная деятельность, но и эффективный инструмент для развития креативного мышления, развития творческих способностей, мелкой моторики и пространственного восприятия. Практика оригами способствует развитию внимательности, терпения и аккуратности, так как каждая деталь играет ключевую роль в создании эстетически завершённой и точной работы. Занимаясь оригами, воспитанники научатся преобразовывать обычные листы бумаги в разнообразные фигуры, такие как животные, цветы, игрушки и кораблики. Каждое занятие в рамках программы представляет собой новое практическое занятие, на котором воспитанник сможет создать свой уникальный бумажный объект. В процессе обучения будут применяться доступные и адаптированные техники, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изготовить свою первую фигурку из бумаги. Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Мастерская Оригами» (далее - Программа) направлена на всестороннее развитие воспитанников, помогая им овладеть навыками, которые будут полезны как в школе, так и в повседневной жизни. Нормативно-правовое обеспечение программы Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28; 3 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. № 02. Программа построена на следующих принципах: принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, использование специфических видов детской деятельности (игры, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, творческой активности); принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений как детей, так и взрослых в реализации программы. принцип позитивной социализации предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности и ценностное восприятие мира, освоение ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми. 1.2 Отличительные особенности программы, новизна Программа разработана на основе программы Куцаковой Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» и методического пособия Сержантовой Т.Б. «Оригами». Основные аспекты новизны Программы: Развитие пространственного мышления: оригами помогает развивать пространственное мышление, координацию и мелкую моторику, что положительно влияет на их когнитивное развитие. Улучшение концентрации и внимания: Процесс складывания фигурок из бумаги требует концентрации и внимания. Развитие творчества и воображения: оригами стимулирует творчество и воображение. Улучшение социальных навыков: социальное взаимодействие между детьми, помогая им развивать навыки общения, сотрудничества и взаимопомощи. Интеграция математических понятий: понять и применять математические понятия, такие как геометрия, симметрия и пропорции, в практическом виде. Развитие мелкой моторики и координации: Процесс складывания бумаги требует точности и координации движений, что развивает мелкую моторику и координацию. Увеличение уверенности в себе. 4 Междисциплинарный подход: Программа использует междисциплинарный подход, сочетая элементы математики, искусства и технологии, для создания богатого и разнообразного обучающего опыта. 1.3 Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения Программы Участники Программы – дети 5-7 лет. Возрастные особенности детей 6 года жизни Возрастные особенности детей шестого года жизни характеризуются значительными изменениями в физическом, интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии. Дети шестого года жизни обладают достаточно развитой крупной моторикой. Они могут прыгать, бегать, лазать, и их движения становятся более координированными и уверенными. В этом возрасте дети уже умеют пользоваться ножницами, карандашами, кисточками. Их рисунки становятся более детализированными, что свидетельствует о развитии мелкой моторики. Дети обычно очень активны, у них много энергии, они часто нуждаются в подвижных играх и физических упражнениях. На шестом году жизни мышление детей дошкольного возраста становится более логичным и конкретным. Они начинают понимать причинно-следственные связи, могут классифицировать предметы по разным признакам, группировать их. Улучшается долговременная память, дети начинают запоминать более сложные стихи, рассказы и песни. Воображение развивается очень активно, дети придумывают свои игры, сюжеты, истории. Это время часто называют «возрастом сказок». Проявляют интерес к буквам, цифрам, начинают узнавать и писать их. Многие ребята уже готовы к началу школьного обучения. Эмоции становятся более стабильными, дети начинают лучше контролировать свои чувства, хотя могут всё ещё проявлять капризы. Увеличивается способность к сопереживанию, дети начинают понимать эмоции других людей, что выражается в стремлении помогать или утешать. Начинают формировать свою самооценку, часто основываясь на реакциях взрослых и сверстников. Поощрение и поддержка важны для формирования положительной самооценки. В этом возрасте ребята активно включаются в коллективные игры, учатся взаимодействовать с другими детьми, соблюдать правила. Появляется потребность в признании и общении с ровесниками. Популярными становятся ролевые игры, в которых дети пробуют на себе различные социальные роли (врач, учитель, родитель и т. д.), что помогает им понять окружающий мир. Возникают первые конфликты с другими детьми, и дети учатся их разрешать, хотя иногда могут испытывать трудности с этим. Речь становится более связной и развернутой. Дети могут рассказывать истории, задавать вопросы, поддерживать диалог. Словарный запас существенно 5 увеличивается; начинают использовать более сложные грамматические конструкции, учатся правильно строить предложения и употреблять слова в различных формах. В этом возрасте игра остаётся основной формой деятельности, через которую ребёнок осваивает окружающий мир, развивает социальные и когнитивные навыки. Возрастные особенности детей 7 года жизни Ребенок на пороге школы (6 - 7 лет) обладает устойчивыми социальнонравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6 -7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. У ребенка продолжается дальнейшее развитие моторики, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста 6 существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. [3] 7 Обучение по данной Программе осуществляется по желанию воспитанников и заявлению родителей (законных представителей). Режим занятий: Программа реализуется 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия: для детей 6 года жизни – 25 минут; для детей 7 года жизни – 30 минут. Объем Программы – 68 занятий. Сроки освоения: Программа рассчитана - на 1 учебный год (сентябрь-май) – 17 часов. Программа рассчитана - на 2 учебных года (сентябрь-май) – 17 часов. 1 год обучения – 34 занятия. 2 год обучения - 34 занятия. 1.4 Особенности организации образовательного процесса Формы обучения: групповая (не более 10 человек в группе). фронтальная – для введения новых тем; индивидуально-групповая - для развития навыков совместной работы и углубленного изучения материала в группах; индивидуальная - для углубленной работы с каждым воспитанником. Виды занятий: классическое оригами - занятия по созданию традиционных фигур из одного листа бумаги без использования клея или ножниц; включает базовые модели. практическое оригами - изготовление полезных в быту вещей, таких как закладки, конверты, коробочки для хранения мелочей. Эти занятия позволяют детям увидеть практическую ценность своего творчества. тематическое оригами - создание фигур, связанных с определёнными темами, такими как сезонные праздники, природа, животные. Такие занятия помогают детям погружаться в изучаемые темы через творчество. модульное оригами – создание объёмных фигур из нескольких листов бумаги, сложенных по канонам классического оригами (модулей), которые соединяются между собой путём вкладывания друг в друга. Формы подведения итогов по Программе: творческие выставки, презентации. 8 2. Цели и задачи Программы Цель – комплексное развитие детей старшего дошкольного возраста через творческую деятельность с бумагой. Задачи: формировать умения складывать бумагу по базовым техникам оригами; формировать умения работать по инструкциям и схемам; развивать внимание и концентрацию при выполнении фигур в технике оригами; развивать креативное мышление, поощряя воспитанников к самостоятельному созданию новых форм и моделей, развивая их творческое мышление и фантазию; содействовать развитию навыков общения и взаимодействия; поощрять воспитанников к завершению начатых проектов и развивать у них уверенность в своих способностях через демонстрацию результатов труда; формировать интерес к искусству и культуре. 3 Содержание образовательной деятельности 3.1. Учебный план Год обучения Количество часов в неделю (минуты/кол-во занятий) Общее количество занятий в год 1 25 мин / 1 занятие 34 занятия 2 30 мин / 1 занятие 34 занятия Итого за 2 года обучения 68 занятия 3.1.1 Содержание образовательной деятельности - 1 год обучения Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей дошкольного возраста возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках или подарены на день рождения своим родителям, родным и друзьям. 9 Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик летит и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов воспитанники учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату, содержать в порядке рабочее место. Воспитанники овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе. Работая с бумагой и инструментами, дети дошкольного возраста приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определенной последовательности, закрепляют приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать. Воспитанники на занятиях учатся правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в определенном порядке: не разбрасывать, класть на подставку и брать по мере надобности, заготовки хранить в конверте, а обрезки в специальной коробке. Ребенок овладевает умениями в точной последовательности выполнять задания. Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки. В первый год обучения воспитанники осваивают приемы: классического оригами, по созданию традиционных фигур из одного листа бумаги без использования клея или ножниц, включая базовые модели; практического оригами - изготовление полезных в быту вещей, таких как закладки, конверты, коробочки для хранения мелочей. 3.1.2 Содержание учебного плана – 1 год обучения Месяц Неделя 1 Сентябрь 2 Содержание Вводное занятие. Знакомство и искусством оригами Складывание квадратов «Долиной», «Горой». Изготовление простейшей поделки «Стаканчик» «Базовая форма «Треугольник» Складывание квадратов «Долиной», «Горой». Изготовление поделки «Ловкий стаканчик» (с 10 3 4 Октябрь 1 2 3 4 Ноябрь 1 2 3 4 Декабрь 1 2 3 4 Январь 3 4 5 Февраль 2 3 ниткой и бусинкой) «Базовая форма «Треугольник» Складывание квадратов «Долиной», «Горой». Изготовление поделки «Кошки-матрешки» (складывание несколько стаканчиков в виде кошек по типу матрешки) «Базовая форма «Треугольник» Складывание квадратов «Долиной», «Горой». Изготовление поделки «Матрешки» (складывание несколько стаканчиков по типу матрешки) «Базовая форма «Треугольник» Изготовление поделки «Собака» «Базовая форма «Треугольник» Изготовление поделки «Зайчик» «Базовая форма «Треугольник» Изготовление поделки «Ворона» «Базовая форма «Треугольник» Изготовление поделки «Головастик» «Базовая форма «Дверь» Изготовление поделки «Лодка» «Базовая форма «Дверь» Изготовление поделки «Гриб» «Базовая форма «Дверь» Изготовление поделки «Кубик» «Базовая форма «Дверь» Изготовление поделки «Автомобиль» «Базовая форма «Воздушный змей» Изготовление поделки «Голубка» «Базовая форма «Воздушный змей» Изготовление поделки «Кролик» «Базовая форма «Воздушный змей» Изготовление поделки «Восьмиконечная звезда» «Базовая форма «Блин» Изготовление поделки «Коробочка» «Базовая форма «Блин» Изготовление поделки «Игрушка-шутка» «Базовая форма «Блин» Изготовление поделки «Коробочка Санбо» «Базовая форма «Блин» Изготовление поделки «Лошадка» «Базовая форма «Треугольник» Изготовление поделки «Синичка» «Базовая форма «Треугольник» Изготовление поделки «Летучая мышь» 11 4 Март Апрель Май ИТОГО 1 2 3 4 1 2 3 4 2 3 4 34 «Базовая форма «Треугольник» Изготовление поделки «Лягушонок» «Базовая форма «Книжка» Изготовление поделки «Коробка» Изготовление поделки «Кошелек» Изготовление поделки «Закладка-1» Изготовление поделки «Закладка-2» Изготовление поделки «Почтовый конверт» Изготовление поделки «Коробка с крышкой» Изготовление поделки «Коробка с отдельной крышкой» Изготовление поделки «Скоростной самолет» Изготовление поделки «Коробка-пирамидка» Изготовление поделки «Коробка в виде звезды» Изготовление поделки «Сердце» 3.1.3 Содержание образовательной деятельности - 2 год обучения Во второй год обучения воспитанники осваивают приемы: тематического оригами - создание фигур, связанных с определёнными темами, такими как сезонные праздники, природа, животные. модульного оригами – создание объёмных фигур из нескольких листов бумаги, сложенных по канонам классического оригами (модулей), которые соединяются между собой путём вкладывания друг в друга. 3.1.1 Содержание учебного плана – 2 год обучения Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Неделя 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Содержание Вводное занятие «Птичка» «Воробей» «Цыпленок» «Солнышко», «Облачко» Составление композиции «Птицы – наши друзья» «Щенок» «Кролик» «Тюльпан» «Ирис» «Гибискус» Изготовление открытки ко Дню Матери 12 Декабрь Январь Февраль 1 2 3 4 3 4 5 2 3 4 Март 1 2 Апрель Май ИТОГО 3 4 1 2 3 4 2 3 4 34 «Мешочек с пожеланиями» «Шапка деда Мороза» «Сапог деда Мороза» «Ёлочка» «Скоростной самолет» «Самолет – ласточка» «Волчок» Модульное оригами «Быстроногие кошки» Модульное оригами «Собачка» Модульное оригами «Блестящие рыбки» Модульное оригами «Лягушки» Модульное оригами «Черепашки» Модульное оригами «Благородный страус» «Объемный дом» «Сумочка» Мяч» «Катапульта» «Гвоздика» «Стрекоза» «Сердце» 3.2. Планируемые результаты на этапе 1 года обучения: ребенок умеет работать с бумагой, складывать ее аккуратно по образцу; ребенок следует инструкциям, шаг за шагом выполняя сложные действия; у ребенка развита мелкая моторика и координация; у ребенка развита положительная самооценка и уверенность в собственных силах. на этапе завершения обучения (2 год обучения): ребенок понимает и применяет принципы симметрии, пропорции и геометрические формы, которые необходимы для создания оригами; 13 ребенок следует инструкциям, шаг за шагом выполняя сложные действия; у ребенка развита мелкая моторика и координация; ребенок научился складывать бумагу точно и аккуратно; развито терпение и умение доводить начатое до конца; у ребенка развита положительная самооценка и уверенность в собственных силах. ребенок умеет работать в команде, помогать друг другу, делиться своими успехами и идеями. ребенок проявляет интерес к обсуждению процесса создания оригами, ребенок создает свои собственные модели оригами, экспериментирует с формами и цветами; развито творческое мышление 4. Организационно-педагогические условия 4.1. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата Количество Количество окончания учебных учебных обучения недель дней Количес тво учебных часов 1 год 01сентября 31 мая 34 34 17 2 год 01сентября 31 мая 34 34 17 Режим занятия 1 занятие в неделю по 25 мин. 1 занятие в неделю по 30 мин. Каникулы: первая неделя февраля 4.2. Условия реализации Программы 4.2.1. Материально-техническое обеспечение Программы Занятия по Программе проходят в групповом помещении ДОУ, которое имеет следующее материально-техническое оснащение: столы двухместные – 5 шт; стулья по количеству обучающихся – 10 шт; магнитно-маркерная доска – 1 шт; мультимедийная техника; демонстрационный материал; белая бумага «Снегурочка»; цветная бумага; фломастеры; ножницы; клей 14 4.2.2. Кадровое обеспечение Реализация Программы обеспечивается заместителем заведующего Филипповой Н.В. (Нижнетагильский государственный педагогический институт; специальность - изобразительное искусство и черчение, квалификация – учитель черчения и рисования, 2000; профессиональная переподготовка: ГБПОУ Свердловской области «Северный педагогический колледж», г.Серов, 2016, «Дошкольное образование»; АНО «Академия дополнительного профессионального образования», г. Курган, 2019, «Руководитель дошкольной образовательной организации. Менеджмент в сфере дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».) 4.2.3. Методические материалы 1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей.М.: Просвещение, 1992. 2. Вонпё, Ли Оригами от А до Я. 170 лучших моделей: большая энциклопедия семейного досуга/перевод с корейского И.Б. Строгановой.-М.:Эксмо, 2024. 3. ИЧП «Кристал» 100 игрушек из бумаги. – СПб наб. Фонтанки, 1992. 4. Сержантова Т.Б. 366моделей оригами.-М.:Айрис-пресс, 2011. 5. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.:Айрис-пресс, 2010 6. Тойбнер А. Объемные фигурки из бумаги. Рыбы, птицы, звери.- М.: Астрель, 2012. 4.3 Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика направлена на изучение индивидуальности и степень развития ребенка, а так же о получении информации о динамики развития и успешности освоения им Программы. Диагностика проходит 3 раза в год – октябрь, январь, май. Методы диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности. Результаты фиксируются в таблицу и заносятся в карту индивидуального развития ребенка. Таблица № 1 Первый год обучения (дети 6 года жизни) № п/п Показатели Достижения ребенка Сроки появления достижения Степень проявления октябрь январь май 1 понимает и умеет пошагово следовать инструкции 2 складывает лист бумаги точно и аккуратно 3 умеет завершить начатое до конца 4 способен произвести самооценку 15 Таблица № 2 Второй год обучения (дети 7 года жизни) № п/п Показатели Достижения ребенка Сроки появления достижения Степень проявления октябрь январь май 1 понимает и умеет пошагово следовать инструкции 2 складывает лист бумаги точно и аккуратно 3 умеет завершить начатое до конца 4 способен произвести самооценку 5 может придумать и реализовывать собственные идеи, создавать уникальные модели 6 активно участвует в коллективных заданиях, готов помогать другим Инструментарий мониторинговых наблюдений: показатель проявляется «ярко» - зелёный кружок; показатель проявляется «нестабильно» - жёлтый кружок; показатель проявляется «почти не проявляется» – красный кружок». Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. 16 1. 2. 3. 4. 5. Литература Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2023 Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.- М.: Айрис-пресс, 2010. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155). Литература для родителей 1. Гарматин А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2015. 2. Зайцева А. А. Снежинки из бумаги. Морозное утро (набор из 8 цветных заготовок) / А.А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2015. 3. Зайцева А.А. Модульное оригами для начинающих / Анна Зайцева. М.: Эксмо, 2016. 4. Иголкина, Ольга Альбом для детского творчества. Объемные картинки из бумаги / Ольга Иголкина. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2019. 17