муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
624447, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул.Микова, 26, тел. 8 (34384) 6-82-27,
ОКПО 59266236, ОГРН 1026601183355; ИНН/КПП 6617008258/661701001
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
протокол от 05.06.2024 № 05
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ № 15
С.А. Кочетковой
Приказ от 06.06.2024 № 30- Д
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Поиграем в школу»
Возраст обучающихся – дети 6 - 7 лет
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель:
Филиппова Наталья Владимировна,
заместитель заведующего
ГО Краснотурьинск
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1
Пояснительная записка
1.1
Актуальность
3
1.2
Отличительные особенности программы, новизна
4
1.3
Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения
Программы
4
1.4
Особенности организации образовательного процесса
7
2
Цели и задачи Программы
7
3
Содержание образовательной деятельности
8
Учебный план
8
3.1.1
Содержание образовательной деятельности по разделу
«Развитие математических представлений»
8
3.1.2
Содержание учебного плана по разделу
«Развитие математических представлений»
10
3.1.3
Содержание образовательной деятельности по разделу
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
17
3.1.4
Содержание учебного плана по разделу
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
17
Планируемые результаты освоения Программы
24
Организационно-педагогические условия
24
4.1
Календарный учебный график
24
4.2
Условия реализации Программы
25
4.2.1
Материально-техническое обеспечение Программы
25
4.2.2
Кадровое обеспечение
25
4.2.3
Методические материалы
25
Педагогическая диагностика
27
Литература
29
3.1
3.2
4
4.3
2
1. Пояснительная записка
1.1.
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования
является
формирование
у
воспитанников
интеллектуальных
качеств,
инициативности,
самостоятельности, ответственности и формирование предпосылок к учебной
деятельности. [7]
Переходный период детства от дошкольного к школьному считается
наиболее сложным и уязвимым. Родителей будущих первоклассников,
конечно же, волнует вопрос: как пробудить у ребенка интерес и желание
учиться в школе. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности
ребёнка. Поэтому предложим воспитанникам новую для них роль – роль
школьника. Это поможет им легко перейти к другой ведущей деятельности –
учёбе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дошкольного образования «Поиграем в школу» (далее - Программа)
направлена на формирование готовности ребенка седьмого года жизни к
последующему школьному обучению.
Подготовка к школе по Программе носит развивающий характер, не
допускающий дублирования образовательных программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает
формирование ценностных установок; ориентирует на развитие
потенциальных возможностей ребёнка; готовит переход от игровой к
учебной деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28;
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
безвредности для человека факторов среды обитания»
утверждены
3
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.
2021 г. № 02.
Программа построена на следующих принципах:
принцип возрастной адекватности образования предполагает
подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями детей, использование
специфических видов детской деятельности (игры, коммуникативной,
познавательно-исследовательской деятельности, творческой активности);
принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых
предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений как детей, так и взрослых в реализации программы.
принцип позитивной социализации предполагает ориентацию на
общечеловеческие ценности и ценностное восприятие мира, освоение
ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных
образцов поведения и общения с другими людьми.
1.2. Отличительные особенности программы, новизна
Программа разработана на основе - Парциальной общеобразовательной
программы «Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников» Шевелева К.В. и методического пособия «Обучение грамоте
детей 5-7 лет» Гоголевой Н.А., Цыбиревой Л.В.. Особенности данной
программы и методического пособия в игровом и практическом подходе в
содержании образования.
Новизна Программы заключается в следующих аспектах:
интеграция игрового и практического подходов: Программа сочетает
игровой и практический подходы в содержании образования, что позволяет
воспитанникам развивать навыки и умения в игровой форме и через
практическую деятельность.
интерактивные упражнения и задачи.
индивидуализация обучения: Программа учитывает возрастные
особенности детей дошкольного возраста и включает индивидуализацию
обучения, что позволяет детям развивать навыки и умения в соответствии с
их индивидуальными потребностями.
визуальная поддержка: Программа включает визуальные элементы,
такие как картинки, видео и анимацию, чтобы помочь лучше понять и
запомнить информацию.
1.3.
Адресат, режим
Программы
занятий,
объем
и
сроки
освоения
Участники Программы – дети 7 года жизни.
Возрастные особенности детей 7 года жизни
4
Ребенок на пороге школы (6 - 7 лет) обладает устойчивыми социальнонравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет
себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6 -7 лет расширяется за счет
развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные
(побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает
регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С
развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и
возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает
чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и
смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая
самооценка детей представляет собой глобальное, положительное
недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием
эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в
эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая
эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С
другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных
проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются
обобщенные
эмоциональные
представления,
что
позволяет
им
предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на
эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не
только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и
выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные
результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким
изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится
менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и
потребностей других людей.
У ребенка продолжается дальнейшее развитие моторики, наращивание
и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются
представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом
облике. В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление
представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже
целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности
предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь
комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что
приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и
длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для
него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей
увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать
достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и
устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с
одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и
5
последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей
младших возрастов.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия
наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из
нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает
уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в
случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и
классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в
процесс мышления все более активно включается речь. Использование
ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных
признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным
контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и
незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо
различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой
языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные
грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей
речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с
сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается
словарный запас.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и
могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и
не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и
включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника
рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме,
фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из
разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными
деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных
направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений из природного материала. [3]
Обучение по данной Программе осуществляется по желанию
воспитанников и заявлению родителей (законных представителей).
Режим занятий:
Программа реализуется 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Объем Программы – 68 занятий.
6
Сроки освоения:
Программа рассчитана - на 1 учебный год (сентябрь-май) – 36 часов.
1.4.
Особенности организации образовательного процесса
Формы обучения: групповая (не более 10 человек в группе).
фронтальная – для введения новых тем;
индивидуально-групповая - для развития навыков совместной работы и
углубленного изучения материала в группах;
индивидуальная - для углубленной работы с каждым воспитанником.
Виды занятий:
игровые;
проблемные;
открытые занятия (промежуточное и итоговое)
Формы подведения итогов по Программе: открытые занятия для родителей.
2. Цели и задачи Программы
Цель – формирование навыков учебной
занимательный и игровой характер занятий.
деятельности
через
Задачи:
формировать математические представления;
развивать наглядно-образное мышление, логику (анализ, синтез,
сравнение, обобщение и т.д.)
формировать речевое развитие;
развивать устойчивое внимание, волевую сферу, воображение,
мелкую моторику.
Программа состоит из двух разделов:
1. «Развитие математических представлений».
2. «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте».
Задачи раздела «Развитие математических представлений»
совершенствовать умения считать и закреплять знания о цифрах;
7
развивать умение составлять и решать простые арифметические
задачи на сложение и вычитание;
продолжать знакомить с составом чисел из двух меньших;
обогащать представления о геометрических фигурах;
закреплять умения ориентироваться в пространстве и на
плоскости (тетрадь в клетку);
продолжать формировать представления о календаре.
Задачи раздела «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
совершенствовать фонематический слух: называть слова с
определенным звуком, определять место звука в слове;
развивать интонационную сторону речи;
продолжать осваивать звуковой анализ слов (интонационно
выделять звуки в слове, определять их последовательность,
давать характеристику, выделять ударный гласный звук);
развивать умения ориентироваться на листе, выполнять
графические диктанты, штриховку в разных направлениях).
3. Содержание образовательной деятельности
3.1. Учебный план
Количество
часов в неделю
(минуты/кол-во занятий)
Раздел программы
«Развитие математических представлений»
30 мин (1)
«Речевое развитие. Подготовка к обучению
грамоте»
30 мин (1)
Итого
60 мин (2)
3.1.1 Содержание образовательной деятельности по разделу
«Развитие математических представлений»
Математическое развитие в дошкольном возрасте оказывает огромное
влияние на сенсорное, речевое, умственное развитие ребенка, формирует
личностные качества (аккуратность, организованность и др.). Все это
поможет ребенку в школьном обучении.
8
Занятия по математике помогут воспитаннику сформировать навыки
учебной деятельности, что дает возможность ребёнку безболезненно
привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых
условиях:
соблюдать дисциплину на занятии;
сидеть, сохраняя правильную осанку;
тихо вставать и садиться, подходить к доске;
поднимать руку, только когда знаешь ответ;
отвечать, только когда тебя спросят;
давать ответы чётко, громко, адресуя всем детям;
внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не
повторяясь
уметь внимательно слушать задание и осмысливать его;
выполнять задание самостоятельно после указания воспитателя;
владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным
материалом и др.
Содержание образовательной деятельности по формированию
математических представлений имеет следующие тематические разделы:
«Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в
пространстве», «Ориентировка во времени», «Целое и часть», «Логические
задачи», «Графические работы».
«Количество и счет»
на занятиях воспитанники:
закрепляют числа от 1 до 10, учатся писать цифры, сопоставлять число,
цифру и количество предметов от 1 до 10;
закрепляют понятия «больше», «меньше», «столько же»; преобразуют
неравенства;
осваивают математические знаки +, -, =, >, <; учатся их писать и
применять при решении примеров и задач;
составляют задачи с опорой на наглядность;
учатся составлять число из двух меньших.
«Геометрические фигуры»
закрепляют знания о геометрических фигурах;
учатся классифицировать фигуры по 4 признакам: форма, цвет, размер,
толщина.
«Ориентировка в пространстве»
определяют положение предметов в пространстве;
определяю свое положение в пространстве;
учатся ориентироваться на листке бумаги в клетке.
9
«Ориентировка во времени»
знакомятся с календарем как системой измерения времени (понятия:
сутки, неделя, месяц, год)
развивают чувство времени;
учатся определять время по часам.
«Целое и часть»
учатся понимать отношения «целое и часть»;
учатся делить предмет на две, четыре равные части путем разрезания
или последовательного складывания плоских предметов пополам;
упражняются в нахождении новых способов деления, выявления
зависимостей.
«Логические задачи»
учатся решать:
логические задачи,
задачи-шутки, ребусы.
«Графические работы»
учатся правильно держать карандаш;
выполняют графические диктанты, штриховки;
срисовывают по клеточкам, дорисовывают
предметов.
недостающие
части
3.1.2 Содержание учебного плана по разделу
«Развитие математических представлений»
Занятия по математике проходят
Продолжительность занятия 30 минут.
Месяц
Неделя
1-2
Сентябрь
3
один
раз
в
неделю.
Содержание
Организационные мероприятия по формированию
групп воспитанников.
освоение и осознанное понятие «число» и
«цифра»;
число и цифра 1;
работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести,
выполнить логическое упражнение)
геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник,
группировка предметов по 4 признакам;
развитие пространственных отношений: выше,
ниже;
решение логических задач;
графический диктант;
10
4
Октябрь
1
2
3
ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
число и цифра 2;
соотношение цифры с количеством предметов
работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести,
выполнить логическое упражнение)
геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник,
овал, круг - группировка предметов по 4
признакам;
развитие пространственных отношений: внутри,
снаружи, справа, слева)
графический диктант;
ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
число и цифра 3, образование числа 3 из двух
меньших;
соотношение цифры с количеством предметов;
работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести,
выполнить логическое упражнение)
геометрические фигуры: овал, круг, треугольник,
ромб - группировка предметов по 4 признакам;
развитие пространственных отношений: внутри,
снаружи, справа, слева);
решение задач на сложение;
ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
закрепление порядкового счета;
развитие пространственных отношений: внутри,
снаружи, справа, слева);
число и цифра 4, образование числа 4 из двух
меньших;
понятия «больше», «меньше», «столько же»;
решение задач на сложение;
графический диктант;
решение ребуса
закрепление порядкового счета;
развитие пространственных отношений: внутри,
снаружи, справа, слева);
число и цифра 5, образование числа 5 из двух
меньших;
понятия «больше», «меньше», «столько же»;
решение задач на сложение;
графический диктант;
решение ребуса
11
4
5
Ноябрь
1
2
3
4
понятия «часть», «целое»
число и цифра 6, образование числа 6 из двух
меньших;
преобразование неравенств;
работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
решение задач на сложение;
графический диктант.
понятия «часть», «целое»;
закрепление знаний о числах и цифрах от 1 до 6;
преобразование неравенств;
работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
решение задач на сложение;
графический диктант;
ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
ориентировка в пространстве (верхний левый,
верхний правый);
упражнение на закрепление понятий «часть» и
«целое»;
работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
сравнение предметов по количеству, знаки >, <;
решение задач на сложение;
графический диктант.
понятия «часть», «целое»
число и цифра 7, образование числа 7 из двух
меньших;
преобразование неравенств;
работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
решение логических задач;
графический диктант.
понятия «часть», «целое»
число и цифра 7, образование числа 7 из двух
меньших;
преобразование неравенств;
работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
решение логических задач;
графический диктант.
ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
12
Декабрь
1
2
3
4
Январь
3
ориентировка на листе бумаги (вверху, внизу,
справа, слева)
сравнение чисел;
состав числа из двух меньших;
работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
геометрические
фигуры:
квадрат,
круг,
треугольник, прямоугольник - группировка
предметов по 4 признакам;
графический диктант.
ориентировка в пространстве;
знакомство с часами (стрелки, расстояния);
решение примеров на сложение в пределах 5;
графический диктант;
решение логических задач;
работа в рабочей тетради.
знакомство с часами (понятия «секунда»,
«минута»);
упражнение на состав числа из двух меньших в
пределах 7;
графический диктант;
работа в рабочей тетради;
упражнения на закрепление понятий «часть» и
«целое»
знакомство с часами (закрепление понятий
«секунда», «минута»);
упражнение на состав числа из двух меньших в
пределах 7;
конструирование геометрических фигур из
счетных палочек;
решение простых задач на сложение
работа в рабочей тетради;
упражнения на закрепление понятий «часть» и
«целое».
знакомство с часами (закрепление понятий
«секунда», «минута»);
упражнения на формирование чувства времени
(что можно сделать за 1 минуту, за 2 минуты);
решение примеров на сложение в пределах 7;
сравнение чисел;
работа в рабочей тетради (штриховка, решение
логических задач)
графический диктант
упражнения на формирование чувства времени;
13
4
5
Февраль
2
3
4
решение примеров на вычитание в пределах 5;
сравнение чисел в пределах 7;
работа в рабочей тетради (решение логических
задач)
упражнения на закрепление понятий «часть» и
«целое»;
графический диктант.
ориентировка в пространстве;
число и цифра 8, образование числа 8 из двух
меньших;
ориентировка во времени (утро, день, вечер),
закрепление знаний о часах;
сравнение чисел в пределах 8;
решение задач на сложение;
закрепление знаний о геометрических фигурах
(рисование в тетради по клеточкам).
ориентировка в пространстве;
закрепление знаний о числе и цифре 8,
образование числа 8 из двух меньших;
сравнение чисел в пределах 8;
решение задач на вычитание;
работа в рабочей тетради;
графический диктант.
ориентировка на плоскости (диктант – верхний
левый угол, центр, правый нижний угол и т.д.)
закрепление знаний состава числа 8;
решение ребуса;
работа в рабочей тетради (штриховка, обводка);
графический диктант;
решение математических загадок.
ориентировка в пространстве;
число и цифра 9, образование числа 9 из двух
меньших;
работа в рабочей тетради (штриховка, обводка);
решение примеров на вычитание в пределах 5;
понятия «больше на…», «меньше на…»
отработка навыка счета и сравнения чисел;
ориентировка на плоскости
решение ребусов.
ориентировка во времени
понятия «минута», «час»
закрепление состава числа в пределах 8;
решение примеров на сложение и вычитание в
пределах 9;
14
решение простых задач;
графический диктант.
Март
1
2
3
4
Апрель
1
ориентировка в пространстве и во времени;
число и цифра 10, образование числа 10 из двух
меньших;
решение примеров в пределах 10;
работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов, решение логических
задач)
графический диктант
закрепление счета;
ориентировка в пространстве;
закрепление свойств геометрических фигур;
продолжение знакомство с часами (интервал 5
минут, 15 минут)
решение простых задач;
сравнение чисел;
решение примеров в пределах 10;
графический диктант.
ориентировка во времени
состав числа в пределах 10;
решение ребусов, логических задач;
работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов)
решение примеров;
сравнение чисел;
отгадывание математических загадок
ориентировка во времени, в пространстве
понятия «шире», «уже»,
закрепление знаний о геометрических фигурах;
закрепление знаний числового ряда;
работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов)
решение примеров;
сравнение чисел;
упражнения на закрепление понятий «часть» и
«целое».
ориентировка во времени, в пространстве;
упражнения на формирование умений определять
время по часам;
математический диктант;
закрепление знаний о геометрических фигурах;
состав числа из двух меньших;
15
2
3
4
Май
2
3
работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов)
решение задач на сложение и вычитание;
математические загадки.
закрепления счета в прямом и обратном порядке;
ориентировка в пространстве;
состав числа из двух меньших;
классификация геометрических фигур по 4
признакам;
решение примеров на сложение и вычитание в
пределах 10;
работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка)
решение ребусов.
ориентировка во времени, в пространстве;
упражнения на формирование умений определять
время по часам;
составление и решение простых задач на
сложение;
закрепление знаний о геометрических фигурах;
работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов)
закрепления счета в прямом и обратном порядке;
ориентировка в пространстве;
состав числа из двух меньших;
понятия «длина», «ширина»;
сравнение чисел;
работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка)
графический диктант
упражнения на формирование умений определять
время по часам;
составление и решение простых задач на
вычитание;
закрепление знаний о геометрических фигурах;
решение простых задач на сложение и вычитание;
графический диктант;
работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка).
упражнения на формирование умений определять
время по часам;
закрепление понятий «длина», «ширина»;
сравнение чисел;
решение примеров в пределах 10;
решение логических задач;
ориентировка на плоскости;
работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка).
16
4
ИТОГО
Итоговое занятие «Праздник числа»
занимательные математические, логические игры.
34
3.1.3 Содержание образовательной деятельности по разделу
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
Основой для обучения детей грамоте является общее речевое развитие
детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс
речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря,
грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к
обучению грамоте являются следующие умения: сосредотачивать свое
внимание на вербальной задаче, произвольно и преднамеренно строить свои
высказывания. Выбирать наиболее подходящие языковые средства для
выполнения вербальной задачи, размышлять о возможных вариантах ее
решения, оценивать выполнение вербальной задачи.
При обучении грамоте это проявляется в том, что дети должны четко
различать все гласные и согласные фонемы, находить гласные фонемы в
словах, ориентируясь на гласную букву, определять твердость и мягкость
фонем в сочетании со всеми согласными.
В ходе программы воспитанники:
овладевают способами интонационного выделения звука в слове;
называют слова с заданным звуком;
закрепляют знания о слоговой структуре слова, умения делить
слова на слоги;
закрепляют знания о гласных и согласных звуках;
осваивают знания о твердых, мягких и звонких, глухих
согласных и т.д..
В процессе обучения воспитанники овладевают звуковым анализом
слов, определяют ударение, сравнивают слова по количественному и
качественному звуковому составу и на этой основе обучаются чтению.
3.1.4 Содержание учебного плана по разделу
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
Месяц
Неделя
1-2
Сентябрь
3
Содержание
Организационные мероприятия по формированию
групп воспитанников.
понятия «звуки», «буквы», «слог», «слово»закрепление;
17
4
Октябрь
1
2
3
4
звук [а]; буква А;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
деление слов на слоги;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [о]; буква О;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
выбор слов с заданным звуком;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [ы]; буква ы;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
выбор слов к звуковой модели;
чтение слогов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [и]; буква И;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
деление слов на слоги;
составление предложений;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
штриховка).
звук [у]; буква У;
определение гласных и согласных звуков;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
деление слов на слоги;
чтение слогов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [н]; буква Н;
звуковой анализ слов;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
18
5
Ноябрь
1
2
3
4
деление слов на слоги;
чтение слогов.
звук [м]; буква М;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
обводка, штриховка).
закрепление пройденного материала;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слов;
упражнения на определение гласных и согласных
по артикуляции;
чтение слогов, слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
штриховка).
звук [т]; буква Т;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [к]; буква К;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [р]; буква Р;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
19
Декабрь
1
2
3
4
Январь
3
деление слов на слоги;
чтение слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [л]; буква Л;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
закрепление пройденного материала
- игровые упражнения «Назови звук; составь из
палочек букву»;
- игра «Кто больше назовет слов на заданный звук»
- дидактическое задание «В каком домике живет
слово» (на умение считать звуки в слове от 3 до 4)
- упражнение «Найди все гласные звуки», «Найди
все согласные»
звук [в]; буква В;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
звуковой анализ слова;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [с]; буква С;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
звуковой анализ слова;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
штриховка).
звук [п]; буква П;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
20
4
5
Февраль
2
3
упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [з]; буква З;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [б]; буква Б;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [д]; буква Д;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [г]; буква Г;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
21
4
Март
1
2
3
4
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [ч]; буква Ч;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
закрепление пройденных звуков и букв;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [ш]; буква Ш;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [э]; буква Э;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
буква Ю;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
22
Апрель
1
2
3
4
Май
2
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
буква Е;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
закрепление пройденного материала
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [ж]; буква Ж;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [й]; буква Й;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
звук [х]; буква Х;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
23
3
4
34
ИТОГО
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
закрепление пройденного материала
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
Итоговое занятие
3.2 Планируемые результаты освоения Программы
На этапе завершения освоения Программы:
ребенок способен планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели;
знает о количестве, форме, величине предметов;
умеет считать, измерять, сравнивать, вычислять, классифицировать,
систематизировать;
владеет речевыми умениями;
владеет звуковым анализом слов;
понимает значение слов: «буква», «звук», «слоги», «слово»,
предложение;
рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика);
сформированы предпосылки к учебной деятельности и элементы
готовности к школьному обучению.
4
Организационно-педагогические условия
4.1. Календарный учебный график
Дата начала
обучения
01сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
36
72
36
Режим занятия
2 занятия в
неделю
по 30 мин.
Каникулы: первая неделя февраля
24
4.2. Условия реализации Программы
4.2.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Занятия по Программе проходят в групповом помещении ДОУ, которое
имеет следующее материально-техническое оснащение:
столы двухместные – 5 шт;
стулья по количеству обучающихся – 10 шт;
магнитно-маркерная доска – 1 шт;
настенный развивающий коврограф «Ларчик»;
мультимедийная техника;
учебно-наглядные пособия;
раздаточный и демонстрационный материал;
тетрадь в клетку – 10 шт;
рабочие тетради по математике – 10 шт;
рабочие тетради по обучению грамоте – 10 шт;
простые карандаши – 10 шт;
цветные карандаши – 10 коробок;
счетный материал – 10 коробок.
4.2.2. Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечивается заместителем заведующего
Филипповой Н.В. (Нижнетагильский государственный педагогический
институт; специальность - изобразительное искусство и черчение,
квалификация – учитель черчения и рисования, 2000; профессиональная
переподготовка: ГБПОУ Свердловской области «Северный педагогический
колледж», г.Серов, 2016, «Дошкольное образование»; АНО «Академия
дополнительного профессионального образования», г. Курган, 2019,
«Руководитель дошкольной образовательной организации. Менеджмент в
сфере дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».)
4.2.3. Методические материалы
«Развитие математических представлений»
1. Абдулова Г.Ф., Шевелев К.В. Большая книга по подготовке к
школе.- М.: Издательство «Малыш», 2020.
2. Дидактические игры по формированию количественных
представлений у дошкольников 4-7 лет: учеб.- метод. пособие /
авт.- сост. М.В. Афанасьева. – СПб.: «Издательство «ДетствоПресс», 2021.
25
3.
Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный
курс для детей 6 - 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2017.
4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2015.
5. Узорова О.В. Быстрая подготовка к школе. – М.: Издательство
АСТ, 2021.
6. Шевелев К.В. Большая книга упражнений для подготовки к
школе. С тестами на уровень знаний. ФГОС ДО. - М.:
Издательство АСТ, 2019.
7. Шевелев К.В. Готовимся к школе. Ориентируемся на плоскости.
Управление пространством на листе бумаги. 5-7 лет. - М.:
Издательство «Бином Детство», 2023.
8. Шевелев К.В. Логика для малышей. Упражнения для успешной
подготовки к школе.- М.: Издательство «Малыш», 2021.
9. Шевелев К.В. Парциальная общеобразовательная программа
«Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников». - М.: Просвещение, 2023.
10. Шевелев К.В. Проверочные работы по математике. Рабочая
тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС ДО. - М.: Просвещение, 2022.
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
1. Колесникова Е.В.: Развитие интереса и способностей к чтению у
детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО. - М.:
Просвещение, 2023.
2. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте
детей 5-7 лет. Методическое пособие.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ
Сфера, 2023.
3. Маханева М.Д., Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7
лет. М.: Издательство «Сфера», 2023
4. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика». Картотека
предметных картинок. Образный строй речи дошкольника
(атрибутивный словарь). Выпуск 29.
5. Тихомирова Е.В. Современные игры по развитию речи детей.
«Издательство «Детство- Пресс», 2020.
4.3.
Педагогическая диагностика
Педагогическая
диагностика
направлена
на
изучение
индивидуальности и степень развития ребенка, а так же о получении
26
информации о динамики развития и успешности освоения им Программы.
Диагностика проходит 3 раза в год – октябрь, январь, май.
Методы диагностики: наблюдение, диагностические карточки с
заданиями, беседы, анализ продуктов деятельности, простые тесты. [4], [5],
[6].
Результаты фиксируются в таблице (таблица № 1) и заносятся в карту
индивидуального развития ребенка.
№
п/п
Показатели
Таблица № 1
Достижения ребенка
Сроки появления достижения
Степень проявления
октябрь
январь
май
1 задает вопросы, проявляет интерес к
неизвестной информации
2 умеет договариваться, работать в паре
3 владеет речевыми умениями (слышит,
слушает, обращается к собеседнику по правилам
этикета, формулирует свое суждение, правильно
выражает мысль посредством языка и т.д.)
4 знает о себе (фамилия, имя; дата рождения,
домашний адрес)
5 умеет считать в прямом и обратном порядке
в пределах первого десятка
6 имеет представление о составе числа в пределах
первого десятка
7 имеет пространственные представления
(слева, справа, вверху, внизу и т.д)
8 владеет анализом и сравнением
9 различает
и
правильно
называет
плоскостные геометрические фигуры: (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)
10 свободно ориентируется на листе бумаги
11 умеет классифицировать предметы по
признакам
12 выполняет простые арифметические задачи
на сложение и вычитание
13 владеет звуковым анализом слов
14 графомоторные навыки развиты
15 читает слоги
16 читает слова
17 умеет внимательно слушать и выполнять
задания, не отвлекаясь, в течение 30 минут
Инструментарий мониторинговых наблюдений:
показатель проявляется «ярко» - зелёный кружок;
27
показатель проявляется «нестабильно» - жёлтый кружок;
показатель проявляется «почти не проявляется» – красный кружок».
Результаты диагностики используются преимущественно для
обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его
развития.
28
Литература
1. Афанасьева И.П., Шклярук И.А. Парциальная программа «Вместе
учимся считать» для детей 5-7 лет: учебно-методическое пособие.СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020.
2. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Формирование
звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как
предпосылки обучения грамоте». – 3-е изд., стер.- М.: Просвещение,
2023.
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –
СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
4. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.: Готов ли ваш ребенок к школе.
Экспресс-диагностика.- М.: Издательство «Гном», 2022.
5. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте
детей 5-7 лет. Методическое пособие .- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера,
2023.
6. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.- СПб.:
ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
7. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155).
29