муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» 624447, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул.Микова, 26, тел. 8 (34384) 6-82-27, ОКПО 59266236, ОГРН 1026601183355; ИНН/КПП 6617008258/661701001 ПРИНЯТА на педагогическом совете протокол от 05.06.2024 № 05 УТВЕРЖДЕНА Заведующим МАДОУ № 15 С.А. Кочетковой Приказ от 06.06.2024 № 30- Д ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Поиграем в школу» Возраст обучающихся – дети 6 - 7 лет срок реализации программы 1 год Автор-составитель: Филиппова Наталья Владимировна, заместитель заведующего ГО Краснотурьинск 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка 1.1 Актуальность 3 1.2 Отличительные особенности программы, новизна 4 1.3 Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения Программы 4 1.4 Особенности организации образовательного процесса 7 2 Цели и задачи Программы 7 3 Содержание образовательной деятельности 8 Учебный план 8 3.1.1 Содержание образовательной деятельности по разделу «Развитие математических представлений» 8 3.1.2 Содержание учебного плана по разделу «Развитие математических представлений» 10 3.1.3 Содержание образовательной деятельности по разделу «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» 17 3.1.4 Содержание учебного плана по разделу «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» 17 Планируемые результаты освоения Программы 24 Организационно-педагогические условия 24 4.1 Календарный учебный график 24 4.2 Условия реализации Программы 25 4.2.1 Материально-техническое обеспечение Программы 25 4.2.2 Кадровое обеспечение 25 4.2.3 Методические материалы 25 Педагогическая диагностика 27 Литература 29 3.1 3.2 4 4.3 2 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование у воспитанников интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности и формирование предпосылок к учебной деятельности. [7] Переходный период детства от дошкольного к школьному считается наиболее сложным и уязвимым. Родителей будущих первоклассников, конечно же, волнует вопрос: как пробудить у ребенка интерес и желание учиться в школе. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Поэтому предложим воспитанникам новую для них роль – роль школьника. Это поможет им легко перейти к другой ведущей деятельности – учёбе. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Поиграем в школу» (далее - Программа) направлена на формирование готовности ребенка седьмого года жизни к последующему школьному обучению. Подготовка к школе по Программе носит развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка; готовит переход от игровой к учебной деятельности. Нормативно-правовое обеспечение программы Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28; Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» утверждены 3 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. № 02. Программа построена на следующих принципах: принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, использование специфических видов детской деятельности (игры, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, творческой активности); принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений как детей, так и взрослых в реализации программы. принцип позитивной социализации предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности и ценностное восприятие мира, освоение ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми. 1.2. Отличительные особенности программы, новизна Программа разработана на основе - Парциальной общеобразовательной программы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Шевелева К.В. и методического пособия «Обучение грамоте детей 5-7 лет» Гоголевой Н.А., Цыбиревой Л.В.. Особенности данной программы и методического пособия в игровом и практическом подходе в содержании образования. Новизна Программы заключается в следующих аспектах: интеграция игрового и практического подходов: Программа сочетает игровой и практический подходы в содержании образования, что позволяет воспитанникам развивать навыки и умения в игровой форме и через практическую деятельность. интерактивные упражнения и задачи. индивидуализация обучения: Программа учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста и включает индивидуализацию обучения, что позволяет детям развивать навыки и умения в соответствии с их индивидуальными потребностями. визуальная поддержка: Программа включает визуальные элементы, такие как картинки, видео и анимацию, чтобы помочь лучше понять и запомнить информацию. 1.3. Адресат, режим Программы занятий, объем и сроки освоения Участники Программы – дети 7 года жизни. Возрастные особенности детей 7 года жизни 4 Ребенок на пороге школы (6 - 7 лет) обладает устойчивыми социальнонравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6 -7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. У ребенка продолжается дальнейшее развитие моторики, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и 5 последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. [3] Обучение по данной Программе осуществляется по желанию воспитанников и заявлению родителей (законных представителей). Режим занятий: Программа реализуется 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут. Объем Программы – 68 занятий. 6 Сроки освоения: Программа рассчитана - на 1 учебный год (сентябрь-май) – 36 часов. 1.4. Особенности организации образовательного процесса Формы обучения: групповая (не более 10 человек в группе). фронтальная – для введения новых тем; индивидуально-групповая - для развития навыков совместной работы и углубленного изучения материала в группах; индивидуальная - для углубленной работы с каждым воспитанником. Виды занятий: игровые; проблемные; открытые занятия (промежуточное и итоговое) Формы подведения итогов по Программе: открытые занятия для родителей. 2. Цели и задачи Программы Цель – формирование навыков учебной занимательный и игровой характер занятий. деятельности через Задачи: формировать математические представления; развивать наглядно-образное мышление, логику (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) формировать речевое развитие; развивать устойчивое внимание, волевую сферу, воображение, мелкую моторику. Программа состоит из двух разделов: 1. «Развитие математических представлений». 2. «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте». Задачи раздела «Развитие математических представлений» совершенствовать умения считать и закреплять знания о цифрах; 7 развивать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; продолжать знакомить с составом чисел из двух меньших; обогащать представления о геометрических фигурах; закреплять умения ориентироваться в пространстве и на плоскости (тетрадь в клетку); продолжать формировать представления о календаре. Задачи раздела «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове; развивать интонационную сторону речи; продолжать осваивать звуковой анализ слов (интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать характеристику, выделять ударный гласный звук); развивать умения ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты, штриховку в разных направлениях). 3. Содержание образовательной деятельности 3.1. Учебный план Количество часов в неделю (минуты/кол-во занятий) Раздел программы «Развитие математических представлений» 30 мин (1) «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» 30 мин (1) Итого 60 мин (2) 3.1.1 Содержание образовательной деятельности по разделу «Развитие математических представлений» Математическое развитие в дошкольном возрасте оказывает огромное влияние на сенсорное, речевое, умственное развитие ребенка, формирует личностные качества (аккуратность, организованность и др.). Все это поможет ребенку в школьном обучении. 8 Занятия по математике помогут воспитаннику сформировать навыки учебной деятельности, что дает возможность ребёнку безболезненно привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях: соблюдать дисциплину на занятии; сидеть, сохраняя правильную осанку; тихо вставать и садиться, подходить к доске; поднимать руку, только когда знаешь ответ; отвечать, только когда тебя спросят; давать ответы чётко, громко, адресуя всем детям; внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь уметь внимательно слушать задание и осмысливать его; выполнять задание самостоятельно после указания воспитателя; владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др. Содержание образовательной деятельности по формированию математических представлений имеет следующие тематические разделы: «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», «Целое и часть», «Логические задачи», «Графические работы». «Количество и счет» на занятиях воспитанники: закрепляют числа от 1 до 10, учатся писать цифры, сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 10; закрепляют понятия «больше», «меньше», «столько же»; преобразуют неравенства; осваивают математические знаки +, -, =, >, <; учатся их писать и применять при решении примеров и задач; составляют задачи с опорой на наглядность; учатся составлять число из двух меньших. «Геометрические фигуры» закрепляют знания о геометрических фигурах; учатся классифицировать фигуры по 4 признакам: форма, цвет, размер, толщина. «Ориентировка в пространстве» определяют положение предметов в пространстве; определяю свое положение в пространстве; учатся ориентироваться на листке бумаги в клетке. 9 «Ориентировка во времени» знакомятся с календарем как системой измерения времени (понятия: сутки, неделя, месяц, год) развивают чувство времени; учатся определять время по часам. «Целое и часть» учатся понимать отношения «целое и часть»; учатся делить предмет на две, четыре равные части путем разрезания или последовательного складывания плоских предметов пополам; упражняются в нахождении новых способов деления, выявления зависимостей. «Логические задачи» учатся решать: логические задачи, задачи-шутки, ребусы. «Графические работы» учатся правильно держать карандаш; выполняют графические диктанты, штриховки; срисовывают по клеточкам, дорисовывают предметов. недостающие части 3.1.2 Содержание учебного плана по разделу «Развитие математических представлений» Занятия по математике проходят Продолжительность занятия 30 минут. Месяц Неделя 1-2 Сентябрь 3 один раз в неделю. Содержание Организационные мероприятия по формированию групп воспитанников. освоение и осознанное понятие «число» и «цифра»; число и цифра 1; работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести, выполнить логическое упражнение) геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, группировка предметов по 4 признакам; развитие пространственных отношений: выше, ниже; решение логических задач; графический диктант; 10 4 Октябрь 1 2 3 ориентировка во времени – время года, месяц, день недели, часть суток. число и цифра 2; соотношение цифры с количеством предметов работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести, выполнить логическое упражнение) геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, овал, круг - группировка предметов по 4 признакам; развитие пространственных отношений: внутри, снаружи, справа, слева) графический диктант; ориентировка во времени – время года, месяц, день недели, часть суток. число и цифра 3, образование числа 3 из двух меньших; соотношение цифры с количеством предметов; работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести, выполнить логическое упражнение) геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, ромб - группировка предметов по 4 признакам; развитие пространственных отношений: внутри, снаружи, справа, слева); решение задач на сложение; ориентировка во времени – время года, месяц, день недели, часть суток. закрепление порядкового счета; развитие пространственных отношений: внутри, снаружи, справа, слева); число и цифра 4, образование числа 4 из двух меньших; понятия «больше», «меньше», «столько же»; решение задач на сложение; графический диктант; решение ребуса закрепление порядкового счета; развитие пространственных отношений: внутри, снаружи, справа, слева); число и цифра 5, образование числа 5 из двух меньших; понятия «больше», «меньше», «столько же»; решение задач на сложение; графический диктант; решение ребуса 11 4 5 Ноябрь 1 2 3 4 понятия «часть», «целое» число и цифра 6, образование числа 6 из двух меньших; преобразование неравенств; работа в рабочей тетради (штриховка, раскрашивание, решение логических задач); решение задач на сложение; графический диктант. понятия «часть», «целое»; закрепление знаний о числах и цифрах от 1 до 6; преобразование неравенств; работа в рабочей тетради (штриховка, раскрашивание, решение логических задач); решение задач на сложение; графический диктант; ориентировка во времени – время года, месяц, день недели, часть суток. ориентировка в пространстве (верхний левый, верхний правый); упражнение на закрепление понятий «часть» и «целое»; работа в рабочей тетради (штриховка, раскрашивание, решение логических задач); сравнение предметов по количеству, знаки >, <; решение задач на сложение; графический диктант. понятия «часть», «целое» число и цифра 7, образование числа 7 из двух меньших; преобразование неравенств; работа в рабочей тетради (штриховка, раскрашивание, решение логических задач); решение логических задач; графический диктант. понятия «часть», «целое» число и цифра 7, образование числа 7 из двух меньших; преобразование неравенств; работа в рабочей тетради (штриховка, раскрашивание, решение логических задач); решение логических задач; графический диктант. ориентировка во времени – время года, месяц, день недели, часть суток. 12 Декабрь 1 2 3 4 Январь 3 ориентировка на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева) сравнение чисел; состав числа из двух меньших; работа в рабочей тетради (штриховка, раскрашивание, решение логических задач); геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник - группировка предметов по 4 признакам; графический диктант. ориентировка в пространстве; знакомство с часами (стрелки, расстояния); решение примеров на сложение в пределах 5; графический диктант; решение логических задач; работа в рабочей тетради. знакомство с часами (понятия «секунда», «минута»); упражнение на состав числа из двух меньших в пределах 7; графический диктант; работа в рабочей тетради; упражнения на закрепление понятий «часть» и «целое» знакомство с часами (закрепление понятий «секунда», «минута»); упражнение на состав числа из двух меньших в пределах 7; конструирование геометрических фигур из счетных палочек; решение простых задач на сложение работа в рабочей тетради; упражнения на закрепление понятий «часть» и «целое». знакомство с часами (закрепление понятий «секунда», «минута»); упражнения на формирование чувства времени (что можно сделать за 1 минуту, за 2 минуты); решение примеров на сложение в пределах 7; сравнение чисел; работа в рабочей тетради (штриховка, решение логических задач) графический диктант упражнения на формирование чувства времени; 13 4 5 Февраль 2 3 4 решение примеров на вычитание в пределах 5; сравнение чисел в пределах 7; работа в рабочей тетради (решение логических задач) упражнения на закрепление понятий «часть» и «целое»; графический диктант. ориентировка в пространстве; число и цифра 8, образование числа 8 из двух меньших; ориентировка во времени (утро, день, вечер), закрепление знаний о часах; сравнение чисел в пределах 8; решение задач на сложение; закрепление знаний о геометрических фигурах (рисование в тетради по клеточкам). ориентировка в пространстве; закрепление знаний о числе и цифре 8, образование числа 8 из двух меньших; сравнение чисел в пределах 8; решение задач на вычитание; работа в рабочей тетради; графический диктант. ориентировка на плоскости (диктант – верхний левый угол, центр, правый нижний угол и т.д.) закрепление знаний состава числа 8; решение ребуса; работа в рабочей тетради (штриховка, обводка); графический диктант; решение математических загадок. ориентировка в пространстве; число и цифра 9, образование числа 9 из двух меньших; работа в рабочей тетради (штриховка, обводка); решение примеров на вычитание в пределах 5; понятия «больше на…», «меньше на…» отработка навыка счета и сравнения чисел; ориентировка на плоскости решение ребусов. ориентировка во времени понятия «минута», «час» закрепление состава числа в пределах 8; решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9; 14 решение простых задач; графический диктант. Март 1 2 3 4 Апрель 1 ориентировка в пространстве и во времени; число и цифра 10, образование числа 10 из двух меньших; решение примеров в пределах 10; работа в рабочих тетрадях (штриховка, дорисовывание предметов, решение логических задач) графический диктант закрепление счета; ориентировка в пространстве; закрепление свойств геометрических фигур; продолжение знакомство с часами (интервал 5 минут, 15 минут) решение простых задач; сравнение чисел; решение примеров в пределах 10; графический диктант. ориентировка во времени состав числа в пределах 10; решение ребусов, логических задач; работа в рабочих тетрадях (штриховка, дорисовывание предметов) решение примеров; сравнение чисел; отгадывание математических загадок ориентировка во времени, в пространстве понятия «шире», «уже», закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление знаний числового ряда; работа в рабочих тетрадях (штриховка, дорисовывание предметов) решение примеров; сравнение чисел; упражнения на закрепление понятий «часть» и «целое». ориентировка во времени, в пространстве; упражнения на формирование умений определять время по часам; математический диктант; закрепление знаний о геометрических фигурах; состав числа из двух меньших; 15 2 3 4 Май 2 3 работа в рабочих тетрадях (штриховка, дорисовывание предметов) решение задач на сложение и вычитание; математические загадки. закрепления счета в прямом и обратном порядке; ориентировка в пространстве; состав числа из двух меньших; классификация геометрических фигур по 4 признакам; решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10; работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка) решение ребусов. ориентировка во времени, в пространстве; упражнения на формирование умений определять время по часам; составление и решение простых задач на сложение; закрепление знаний о геометрических фигурах; работа в рабочих тетрадях (штриховка, дорисовывание предметов) закрепления счета в прямом и обратном порядке; ориентировка в пространстве; состав числа из двух меньших; понятия «длина», «ширина»; сравнение чисел; работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка) графический диктант упражнения на формирование умений определять время по часам; составление и решение простых задач на вычитание; закрепление знаний о геометрических фигурах; решение простых задач на сложение и вычитание; графический диктант; работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка). упражнения на формирование умений определять время по часам; закрепление понятий «длина», «ширина»; сравнение чисел; решение примеров в пределах 10; решение логических задач; ориентировка на плоскости; работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка). 16 4 ИТОГО Итоговое занятие «Праздник числа» занимательные математические, логические игры. 34 3.1.3 Содержание образовательной деятельности по разделу «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» Основой для обучения детей грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия. Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче, произвольно и преднамеренно строить свои высказывания. Выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, размышлять о возможных вариантах ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи. При обучении грамоте это проявляется в том, что дети должны четко различать все гласные и согласные фонемы, находить гласные фонемы в словах, ориентируясь на гласную букву, определять твердость и мягкость фонем в сочетании со всеми согласными. В ходе программы воспитанники: овладевают способами интонационного выделения звука в слове; называют слова с заданным звуком; закрепляют знания о слоговой структуре слова, умения делить слова на слоги; закрепляют знания о гласных и согласных звуках; осваивают знания о твердых, мягких и звонких, глухих согласных и т.д.. В процессе обучения воспитанники овладевают звуковым анализом слов, определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу и на этой основе обучаются чтению. 3.1.4 Содержание учебного плана по разделу «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» Месяц Неделя 1-2 Сентябрь 3 Содержание Организационные мероприятия по формированию групп воспитанников. понятия «звуки», «буквы», «слог», «слово»закрепление; 17 4 Октябрь 1 2 3 4 звук [а]; буква А; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; деление слов на слоги; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения). звук [о]; буква О; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; выбор слов с заданным звуком; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения). звук [ы]; буква ы; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; выбор слов к звуковой модели; чтение слогов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения). звук [и]; буква И; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; деление слов на слоги; составление предложений; работа в рабочей тетради (дидактические задания, штриховка). звук [у]; буква У; определение гласных и согласных звуков; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; деление слов на слоги; чтение слогов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения). звук [н]; буква Н; звуковой анализ слов; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; 18 5 Ноябрь 1 2 3 4 деление слов на слоги; чтение слогов. звук [м]; буква М; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, обводка, штриховка). закрепление пройденного материала; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слов; упражнения на определение гласных и согласных по артикуляции; чтение слогов, слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, штриховка). звук [т]; буква Т; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения). звук [к]; буква К; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения). звук [р]; буква Р; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; 19 Декабрь 1 2 3 4 Январь 3 деление слов на слоги; чтение слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [л]; буква Л; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения). закрепление пройденного материала - игровые упражнения «Назови звук; составь из палочек букву»; - игра «Кто больше назовет слов на заданный звук» - дидактическое задание «В каком домике живет слово» (на умение считать звуки в слове от 3 до 4) - упражнение «Найди все гласные звуки», «Найди все согласные» звук [в]; буква В; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; упражнения на определение твердости и мягкости согласных; звуковой анализ слова; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения). звук [с]; буква С; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; упражнения на определение твердости и мягкости согласных; звуковой анализ слова; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, штриховка). звук [п]; буква П; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; 20 4 5 Февраль 2 3 упражнения на определение твердости и мягкости согласных; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [з]; буква З; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; упражнения на определение твердости и мягкости согласных; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [б]; буква Б; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; упражнения на определение твердости и мягкости согласных; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [д]; буква Д; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [г]; буква Г; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; 21 4 Март 1 2 3 4 чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [ч]; буква Ч; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. закрепление пройденных звуков и букв; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [ш]; буква Ш; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [э]; буква Э; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. буква Ю; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; 22 Апрель 1 2 3 4 Май 2 деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. буква Е; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. закрепление пройденного материала упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [ж]; буква Ж; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [й]; буква Й; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. звук [х]; буква Х; упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; 23 3 4 34 ИТОГО звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. закрепление пройденного материала упражнения на нахождение места звука в слове; упражнения на определения количества звуков в слове; звуковой анализ слова; деление слов на слоги; чтение слогов и простых слов; работа в рабочей тетради (дидактические задания, графические упражнения. Итоговое занятие 3.2 Планируемые результаты освоения Программы На этапе завершения освоения Программы: ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; знает о количестве, форме, величине предметов; умеет считать, измерять, сравнивать, вычислять, классифицировать, систематизировать; владеет речевыми умениями; владеет звуковым анализом слов; понимает значение слов: «буква», «звук», «слоги», «слово», предложение; рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика); сформированы предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению. 4 Организационно-педагогические условия 4.1. Календарный учебный график Дата начала обучения 01сентября Дата окончания обучения 31 мая Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 36 72 36 Режим занятия 2 занятия в неделю по 30 мин. Каникулы: первая неделя февраля 24 4.2. Условия реализации Программы 4.2.1. Материально-техническое обеспечение Программы Занятия по Программе проходят в групповом помещении ДОУ, которое имеет следующее материально-техническое оснащение: столы двухместные – 5 шт; стулья по количеству обучающихся – 10 шт; магнитно-маркерная доска – 1 шт; настенный развивающий коврограф «Ларчик»; мультимедийная техника; учебно-наглядные пособия; раздаточный и демонстрационный материал; тетрадь в клетку – 10 шт; рабочие тетради по математике – 10 шт; рабочие тетради по обучению грамоте – 10 шт; простые карандаши – 10 шт; цветные карандаши – 10 коробок; счетный материал – 10 коробок. 4.2.2. Кадровое обеспечение Реализация Программы обеспечивается заместителем заведующего Филипповой Н.В. (Нижнетагильский государственный педагогический институт; специальность - изобразительное искусство и черчение, квалификация – учитель черчения и рисования, 2000; профессиональная переподготовка: ГБПОУ Свердловской области «Северный педагогический колледж», г.Серов, 2016, «Дошкольное образование»; АНО «Академия дополнительного профессионального образования», г. Курган, 2019, «Руководитель дошкольной образовательной организации. Менеджмент в сфере дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».) 4.2.3. Методические материалы «Развитие математических представлений» 1. Абдулова Г.Ф., Шевелев К.В. Большая книга по подготовке к школе.- М.: Издательство «Малыш», 2020. 2. Дидактические игры по формированию количественных представлений у дошкольников 4-7 лет: учеб.- метод. пособие / авт.- сост. М.В. Афанасьева. – СПб.: «Издательство «ДетствоПресс», 2021. 25 3. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 6 - 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2017. 4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. 5. Узорова О.В. Быстрая подготовка к школе. – М.: Издательство АСТ, 2021. 6. Шевелев К.В. Большая книга упражнений для подготовки к школе. С тестами на уровень знаний. ФГОС ДО. - М.: Издательство АСТ, 2019. 7. Шевелев К.В. Готовимся к школе. Ориентируемся на плоскости. Управление пространством на листе бумаги. 5-7 лет. - М.: Издательство «Бином Детство», 2023. 8. Шевелев К.В. Логика для малышей. Упражнения для успешной подготовки к школе.- М.: Издательство «Малыш», 2021. 9. Шевелев К.В. Парциальная общеобразовательная программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». - М.: Просвещение, 2023. 10. Шевелев К.В. Проверочные работы по математике. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС ДО. - М.: Просвещение, 2022. «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» 1. Колесникова Е.В.: Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Просвещение, 2023. 2. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2023. 3. Маханева М.Д., Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М.: Издательство «Сфера», 2023 4. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика». Картотека предметных картинок. Образный строй речи дошкольника (атрибутивный словарь). Выпуск 29. 5. Тихомирова Е.В. Современные игры по развитию речи детей. «Издательство «Детство- Пресс», 2020. 4.3. Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика направлена на изучение индивидуальности и степень развития ребенка, а так же о получении 26 информации о динамики развития и успешности освоения им Программы. Диагностика проходит 3 раза в год – октябрь, январь, май. Методы диагностики: наблюдение, диагностические карточки с заданиями, беседы, анализ продуктов деятельности, простые тесты. [4], [5], [6]. Результаты фиксируются в таблице (таблица № 1) и заносятся в карту индивидуального развития ребенка. № п/п Показатели Таблица № 1 Достижения ребенка Сроки появления достижения Степень проявления октябрь январь май 1 задает вопросы, проявляет интерес к неизвестной информации 2 умеет договариваться, работать в паре 3 владеет речевыми умениями (слышит, слушает, обращается к собеседнику по правилам этикета, формулирует свое суждение, правильно выражает мысль посредством языка и т.д.) 4 знает о себе (фамилия, имя; дата рождения, домашний адрес) 5 умеет считать в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка 6 имеет представление о составе числа в пределах первого десятка 7 имеет пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу и т.д) 8 владеет анализом и сравнением 9 различает и правильно называет плоскостные геометрические фигуры: (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) 10 свободно ориентируется на листе бумаги 11 умеет классифицировать предметы по признакам 12 выполняет простые арифметические задачи на сложение и вычитание 13 владеет звуковым анализом слов 14 графомоторные навыки развиты 15 читает слоги 16 читает слова 17 умеет внимательно слушать и выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 30 минут Инструментарий мониторинговых наблюдений: показатель проявляется «ярко» - зелёный кружок; 27 показатель проявляется «нестабильно» - жёлтый кружок; показатель проявляется «почти не проявляется» – красный кружок». Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. 28 Литература 1. Афанасьева И.П., Шклярук И.А. Парциальная программа «Вместе учимся считать» для детей 5-7 лет: учебно-методическое пособие.СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020. 2. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте». – 3-е изд., стер.- М.: Просвещение, 2023. 3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. 4. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.: Готов ли ваш ребенок к школе. Экспресс-диагностика.- М.: Издательство «Гном», 2022. 5. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие .- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2023. 6. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155). 29