Поиграем в школу - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
624447, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул.Микова, 26, тел. 8 (34384) 6-82-27,
ОКПО 59266236, ОГРН 1026601183355; ИНН/КПП 6617008258/661701001

ПРИНЯТА
на педагогическом совете
протокол от 05.06.2024 № 05

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ № 15
С.А. Кочетковой
Приказ от 06.06.2024 № 30- Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности

«Поиграем в школу»
Возраст обучающихся – дети 6 - 7 лет
срок реализации программы 1 год

Автор-составитель:
Филиппова Наталья Владимировна,
заместитель заведующего

ГО Краснотурьинск
2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1

Пояснительная записка

1.1

Актуальность

3

1.2

Отличительные особенности программы, новизна

4

1.3

Адресат, режим занятий, объем и сроки освоения
Программы

4

1.4

Особенности организации образовательного процесса

7

2

Цели и задачи Программы

7

3

Содержание образовательной деятельности

8

Учебный план

8

3.1.1

Содержание образовательной деятельности по разделу
«Развитие математических представлений»

8

3.1.2

Содержание учебного плана по разделу
«Развитие математических представлений»

10

3.1.3

Содержание образовательной деятельности по разделу
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»

17

3.1.4

Содержание учебного плана по разделу
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»

17

Планируемые результаты освоения Программы

24

Организационно-педагогические условия

24

4.1

Календарный учебный график

24

4.2

Условия реализации Программы

25

4.2.1

Материально-техническое обеспечение Программы

25

4.2.2

Кадровое обеспечение

25

4.2.3

Методические материалы

25

Педагогическая диагностика

27

Литература

29

3.1

3.2
4

4.3

2

1. Пояснительная записка
1.1.

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования
является
формирование
у
воспитанников
интеллектуальных
качеств,
инициативности,
самостоятельности, ответственности и формирование предпосылок к учебной
деятельности. [7]
Переходный период детства от дошкольного к школьному считается
наиболее сложным и уязвимым. Родителей будущих первоклассников,
конечно же, волнует вопрос: как пробудить у ребенка интерес и желание
учиться в школе. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности
ребёнка. Поэтому предложим воспитанникам новую для них роль – роль
школьника. Это поможет им легко перейти к другой ведущей деятельности –
учёбе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дошкольного образования «Поиграем в школу» (далее - Программа)
направлена на формирование готовности ребенка седьмого года жизни к
последующему школьному обучению.
Подготовка к школе по Программе носит развивающий характер, не
допускающий дублирования образовательных программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает
формирование ценностных установок; ориентирует на развитие
потенциальных возможностей ребёнка; готовит переход от игровой к
учебной деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение программы

Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.

Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28;

Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
безвредности для человека факторов среды обитания»
утверждены
3

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.
2021 г. № 02.
Программа построена на следующих принципах:

принцип возрастной адекватности образования предполагает
подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями детей, использование
специфических видов детской деятельности (игры, коммуникативной,
познавательно-исследовательской деятельности, творческой активности);

принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых
предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений как детей, так и взрослых в реализации программы.

принцип позитивной социализации предполагает ориентацию на
общечеловеческие ценности и ценностное восприятие мира, освоение
ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных
образцов поведения и общения с другими людьми.
1.2. Отличительные особенности программы, новизна
Программа разработана на основе - Парциальной общеобразовательной
программы «Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников» Шевелева К.В. и методического пособия «Обучение грамоте
детей 5-7 лет» Гоголевой Н.А., Цыбиревой Л.В.. Особенности данной
программы и методического пособия в игровом и практическом подходе в
содержании образования.
Новизна Программы заключается в следующих аспектах:
 интеграция игрового и практического подходов: Программа сочетает
игровой и практический подходы в содержании образования, что позволяет
воспитанникам развивать навыки и умения в игровой форме и через
практическую деятельность.
 интерактивные упражнения и задачи.
 индивидуализация обучения: Программа учитывает возрастные
особенности детей дошкольного возраста и включает индивидуализацию
обучения, что позволяет детям развивать навыки и умения в соответствии с
их индивидуальными потребностями.
 визуальная поддержка: Программа включает визуальные элементы,
такие как картинки, видео и анимацию, чтобы помочь лучше понять и
запомнить информацию.
1.3.

Адресат, режим
Программы

занятий,

объем

и

сроки

освоения

Участники Программы – дети 7 года жизни.
Возрастные особенности детей 7 года жизни
4

Ребенок на пороге школы (6 - 7 лет) обладает устойчивыми социальнонравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет
себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6 -7 лет расширяется за счет
развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные
(побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает
регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С
развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и
возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает
чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и
смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая
самооценка детей представляет собой глобальное, положительное
недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием
эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в
эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая
эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С
другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных
проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются
обобщенные
эмоциональные
представления,
что
позволяет
им
предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на
эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не
только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и
выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные
результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким
изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится
менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и
потребностей других людей.
У ребенка продолжается дальнейшее развитие моторики, наращивание
и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются
представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом
облике. В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление
представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже
целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности
предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь
комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что
приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и
длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для
него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей
увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать
достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и
устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с
одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и
5

последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей
младших возрастов.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия
наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из
нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает
уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в
случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и
классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в
процесс мышления все более активно включается речь. Использование
ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных
признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным
контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и
незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо
различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой
языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные
грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей
речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с
сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается
словарный запас.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и
могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и
не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и
включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника
рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме,
фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из
разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными
деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных
направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений из природного материала. [3]
Обучение по данной Программе осуществляется по желанию
воспитанников и заявлению родителей (законных представителей).
Режим занятий:
Программа реализуется 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Объем Программы – 68 занятий.
6

Сроки освоения:
Программа рассчитана - на 1 учебный год (сентябрь-май) – 36 часов.
1.4.

Особенности организации образовательного процесса

Формы обучения: групповая (не более 10 человек в группе).
 фронтальная – для введения новых тем;
 индивидуально-групповая - для развития навыков совместной работы и
углубленного изучения материала в группах;
 индивидуальная - для углубленной работы с каждым воспитанником.
Виды занятий:
 игровые;
 проблемные;
 открытые занятия (промежуточное и итоговое)
Формы подведения итогов по Программе: открытые занятия для родителей.

2. Цели и задачи Программы
Цель – формирование навыков учебной
занимательный и игровой характер занятий.

деятельности

через

Задачи:
 формировать математические представления;
 развивать наглядно-образное мышление, логику (анализ, синтез,
сравнение, обобщение и т.д.)
 формировать речевое развитие;
 развивать устойчивое внимание, волевую сферу, воображение,
мелкую моторику.
Программа состоит из двух разделов:
1. «Развитие математических представлений».
2. «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте».
Задачи раздела «Развитие математических представлений»
 совершенствовать умения считать и закреплять знания о цифрах;
7

 развивать умение составлять и решать простые арифметические
задачи на сложение и вычитание;
 продолжать знакомить с составом чисел из двух меньших;
 обогащать представления о геометрических фигурах;
 закреплять умения ориентироваться в пространстве и на
плоскости (тетрадь в клетку);
 продолжать формировать представления о календаре.
Задачи раздела «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
 совершенствовать фонематический слух: называть слова с
определенным звуком, определять место звука в слове;
 развивать интонационную сторону речи;
 продолжать осваивать звуковой анализ слов (интонационно
выделять звуки в слове, определять их последовательность,
давать характеристику, выделять ударный гласный звук);
 развивать умения ориентироваться на листе, выполнять
графические диктанты, штриховку в разных направлениях).

3. Содержание образовательной деятельности
3.1. Учебный план
Количество
часов в неделю
(минуты/кол-во занятий)

Раздел программы

«Развитие математических представлений»

30 мин (1)

«Речевое развитие. Подготовка к обучению
грамоте»

30 мин (1)

Итого

60 мин (2)

3.1.1 Содержание образовательной деятельности по разделу
«Развитие математических представлений»
Математическое развитие в дошкольном возрасте оказывает огромное
влияние на сенсорное, речевое, умственное развитие ребенка, формирует
личностные качества (аккуратность, организованность и др.). Все это
поможет ребенку в школьном обучении.
8

Занятия по математике помогут воспитаннику сформировать навыки
учебной деятельности, что дает возможность ребёнку безболезненно
привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых
условиях:
 соблюдать дисциплину на занятии;
 сидеть, сохраняя правильную осанку;
 тихо вставать и садиться, подходить к доске;
 поднимать руку, только когда знаешь ответ;
 отвечать, только когда тебя спросят;
 давать ответы чётко, громко, адресуя всем детям;
 внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не
повторяясь
 уметь внимательно слушать задание и осмысливать его;
 выполнять задание самостоятельно после указания воспитателя;
 владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным
материалом и др.
Содержание образовательной деятельности по формированию
математических представлений имеет следующие тематические разделы:
«Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в
пространстве», «Ориентировка во времени», «Целое и часть», «Логические
задачи», «Графические работы».
«Количество и счет»
на занятиях воспитанники:
 закрепляют числа от 1 до 10, учатся писать цифры, сопоставлять число,
цифру и количество предметов от 1 до 10;
 закрепляют понятия «больше», «меньше», «столько же»; преобразуют
неравенства;
 осваивают математические знаки +, -, =, >, <; учатся их писать и
применять при решении примеров и задач;
 составляют задачи с опорой на наглядность;
 учатся составлять число из двух меньших.
«Геометрические фигуры»
 закрепляют знания о геометрических фигурах;
 учатся классифицировать фигуры по 4 признакам: форма, цвет, размер,
толщина.
«Ориентировка в пространстве»
 определяют положение предметов в пространстве;
 определяю свое положение в пространстве;
 учатся ориентироваться на листке бумаги в клетке.
9

«Ориентировка во времени»
 знакомятся с календарем как системой измерения времени (понятия:
сутки, неделя, месяц, год)
 развивают чувство времени;
 учатся определять время по часам.
«Целое и часть»
 учатся понимать отношения «целое и часть»;
 учатся делить предмет на две, четыре равные части путем разрезания
или последовательного складывания плоских предметов пополам;
 упражняются в нахождении новых способов деления, выявления
зависимостей.
«Логические задачи»
учатся решать:
 логические задачи,
 задачи-шутки, ребусы.
«Графические работы»
 учатся правильно держать карандаш;
 выполняют графические диктанты, штриховки;
 срисовывают по клеточкам, дорисовывают
предметов.

недостающие

части

3.1.2 Содержание учебного плана по разделу
«Развитие математических представлений»
Занятия по математике проходят
Продолжительность занятия 30 минут.
Месяц

Неделя
1-2

Сентябрь
3

один

раз

в

неделю.

Содержание
Организационные мероприятия по формированию
групп воспитанников.
 освоение и осознанное понятие «число» и
«цифра»;
 число и цифра 1;
 работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести,
выполнить логическое упражнение)
 геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник,
группировка предметов по 4 признакам;
 развитие пространственных отношений: выше,
ниже;
 решение логических задач;
 графический диктант;
10

4

Октябрь

1

2

3

 ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
 число и цифра 2;
 соотношение цифры с количеством предметов
 работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести,
выполнить логическое упражнение)
 геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник,
овал, круг - группировка предметов по 4
признакам;
 развитие пространственных отношений: внутри,
снаружи, справа, слева)
 графический диктант;
 ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
 число и цифра 3, образование числа 3 из двух
меньших;
 соотношение цифры с количеством предметов;
 работа в рабочих тетрадях (заштриховать, обвести,
выполнить логическое упражнение)
 геометрические фигуры: овал, круг, треугольник,
ромб - группировка предметов по 4 признакам;
 развитие пространственных отношений: внутри,
снаружи, справа, слева);
 решение задач на сложение;
 ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
 закрепление порядкового счета;
 развитие пространственных отношений: внутри,
снаружи, справа, слева);
 число и цифра 4, образование числа 4 из двух
меньших;
 понятия «больше», «меньше», «столько же»;
 решение задач на сложение;
 графический диктант;
 решение ребуса
 закрепление порядкового счета;
 развитие пространственных отношений: внутри,
снаружи, справа, слева);
 число и цифра 5, образование числа 5 из двух
меньших;
 понятия «больше», «меньше», «столько же»;
 решение задач на сложение;
 графический диктант;
 решение ребуса
11

4

5

Ноябрь

1

2

3

4

 понятия «часть», «целое»
 число и цифра 6, образование числа 6 из двух
меньших;
 преобразование неравенств;
 работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
 решение задач на сложение;
 графический диктант.
 понятия «часть», «целое»;
 закрепление знаний о числах и цифрах от 1 до 6;
 преобразование неравенств;
 работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
 решение задач на сложение;
 графический диктант;
 ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
 ориентировка в пространстве (верхний левый,
верхний правый);
 упражнение на закрепление понятий «часть» и
«целое»;
 работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
 сравнение предметов по количеству, знаки >, <;
 решение задач на сложение;
 графический диктант.
 понятия «часть», «целое»
 число и цифра 7, образование числа 7 из двух
меньших;
 преобразование неравенств;
 работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
 решение логических задач;
 графический диктант.
 понятия «часть», «целое»
 число и цифра 7, образование числа 7 из двух
меньших;
 преобразование неравенств;
 работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
 решение логических задач;
 графический диктант.
 ориентировка во времени – время года, месяц, день
недели, часть суток.
12

Декабрь

1

2

3

4

Январь

3

 ориентировка на листе бумаги (вверху, внизу,
справа, слева)
 сравнение чисел;
 состав числа из двух меньших;
 работа
в
рабочей
тетради
(штриховка,
раскрашивание, решение логических задач);
 геометрические
фигуры:
квадрат,
круг,
треугольник, прямоугольник - группировка
предметов по 4 признакам;
 графический диктант.
 ориентировка в пространстве;
 знакомство с часами (стрелки, расстояния);
 решение примеров на сложение в пределах 5;
 графический диктант;
 решение логических задач;
 работа в рабочей тетради.
 знакомство с часами (понятия «секунда»,
«минута»);
 упражнение на состав числа из двух меньших в
пределах 7;
 графический диктант;
 работа в рабочей тетради;
 упражнения на закрепление понятий «часть» и
«целое»
 знакомство с часами (закрепление понятий
«секунда», «минута»);
 упражнение на состав числа из двух меньших в
пределах 7;
 конструирование геометрических фигур из
счетных палочек;
 решение простых задач на сложение
 работа в рабочей тетради;
 упражнения на закрепление понятий «часть» и
«целое».
 знакомство с часами (закрепление понятий
«секунда», «минута»);
 упражнения на формирование чувства времени
(что можно сделать за 1 минуту, за 2 минуты);
 решение примеров на сложение в пределах 7;
 сравнение чисел;
 работа в рабочей тетради (штриховка, решение
логических задач)
 графический диктант
 упражнения на формирование чувства времени;
13

4

5

Февраль

2

3

4

 решение примеров на вычитание в пределах 5;
 сравнение чисел в пределах 7;
 работа в рабочей тетради (решение логических
задач)
 упражнения на закрепление понятий «часть» и
«целое»;
 графический диктант.
 ориентировка в пространстве;
 число и цифра 8, образование числа 8 из двух
меньших;
 ориентировка во времени (утро, день, вечер),
закрепление знаний о часах;
 сравнение чисел в пределах 8;
 решение задач на сложение;
 закрепление знаний о геометрических фигурах
(рисование в тетради по клеточкам).
 ориентировка в пространстве;
 закрепление знаний о числе и цифре 8,
образование числа 8 из двух меньших;
 сравнение чисел в пределах 8;
 решение задач на вычитание;
 работа в рабочей тетради;
 графический диктант.
 ориентировка на плоскости (диктант – верхний
левый угол, центр, правый нижний угол и т.д.)
 закрепление знаний состава числа 8;
 решение ребуса;
 работа в рабочей тетради (штриховка, обводка);
 графический диктант;
 решение математических загадок.
 ориентировка в пространстве;
 число и цифра 9, образование числа 9 из двух
меньших;
 работа в рабочей тетради (штриховка, обводка);
 решение примеров на вычитание в пределах 5;
 понятия «больше на…», «меньше на…»
 отработка навыка счета и сравнения чисел;
 ориентировка на плоскости
 решение ребусов.
 ориентировка во времени
 понятия «минута», «час»
 закрепление состава числа в пределах 8;
 решение примеров на сложение и вычитание в
пределах 9;
14

 решение простых задач;
 графический диктант.
Март

1

2

3

4

Апрель

1

 ориентировка в пространстве и во времени;
 число и цифра 10, образование числа 10 из двух
меньших;
 решение примеров в пределах 10;
 работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов, решение логических
задач)
 графический диктант
 закрепление счета;
 ориентировка в пространстве;
 закрепление свойств геометрических фигур;
 продолжение знакомство с часами (интервал 5
минут, 15 минут)
 решение простых задач;
 сравнение чисел;
 решение примеров в пределах 10;
 графический диктант.
 ориентировка во времени
 состав числа в пределах 10;
 решение ребусов, логических задач;
 работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов)
 решение примеров;
 сравнение чисел;
 отгадывание математических загадок
 ориентировка во времени, в пространстве
 понятия «шире», «уже»,
 закрепление знаний о геометрических фигурах;
 закрепление знаний числового ряда;
 работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов)
 решение примеров;
 сравнение чисел;
 упражнения на закрепление понятий «часть» и
«целое».
 ориентировка во времени, в пространстве;
 упражнения на формирование умений определять
время по часам;
 математический диктант;
 закрепление знаний о геометрических фигурах;
 состав числа из двух меньших;
15

2

3

4

Май

2

3

 работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов)
 решение задач на сложение и вычитание;
 математические загадки.
 закрепления счета в прямом и обратном порядке;
 ориентировка в пространстве;
 состав числа из двух меньших;
 классификация геометрических фигур по 4
признакам;
 решение примеров на сложение и вычитание в
пределах 10;
 работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка)
 решение ребусов.
 ориентировка во времени, в пространстве;
 упражнения на формирование умений определять
время по часам;
 составление и решение простых задач на
сложение;
 закрепление знаний о геометрических фигурах;
 работа
в
рабочих
тетрадях
(штриховка,
дорисовывание предметов)
 закрепления счета в прямом и обратном порядке;
 ориентировка в пространстве;
 состав числа из двух меньших;
 понятия «длина», «ширина»;
 сравнение чисел;
 работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка)
 графический диктант
 упражнения на формирование умений определять
время по часам;
 составление и решение простых задач на
вычитание;
 закрепление знаний о геометрических фигурах;
 решение простых задач на сложение и вычитание;
 графический диктант;
 работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка).
 упражнения на формирование умений определять
время по часам;
 закрепление понятий «длина», «ширина»;
 сравнение чисел;
 решение примеров в пределах 10;
 решение логических задач;
 ориентировка на плоскости;
 работа в рабочих тетрадях (штриховка, обводка).
16

4
ИТОГО

Итоговое занятие «Праздник числа»
 занимательные математические, логические игры.

34

3.1.3 Содержание образовательной деятельности по разделу
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
Основой для обучения детей грамоте является общее речевое развитие
детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс
речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря,
грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к
обучению грамоте являются следующие умения: сосредотачивать свое
внимание на вербальной задаче, произвольно и преднамеренно строить свои
высказывания. Выбирать наиболее подходящие языковые средства для
выполнения вербальной задачи, размышлять о возможных вариантах ее
решения, оценивать выполнение вербальной задачи.
При обучении грамоте это проявляется в том, что дети должны четко
различать все гласные и согласные фонемы, находить гласные фонемы в
словах, ориентируясь на гласную букву, определять твердость и мягкость
фонем в сочетании со всеми согласными.
В ходе программы воспитанники:
 овладевают способами интонационного выделения звука в слове;
 называют слова с заданным звуком;
 закрепляют знания о слоговой структуре слова, умения делить
слова на слоги;
 закрепляют знания о гласных и согласных звуках;
 осваивают знания о твердых, мягких и звонких, глухих
согласных и т.д..
В процессе обучения воспитанники овладевают звуковым анализом
слов, определяют ударение, сравнивают слова по количественному и
качественному звуковому составу и на этой основе обучаются чтению.
3.1.4 Содержание учебного плана по разделу
«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
Месяц

Неделя
1-2

Сентябрь
3

Содержание
Организационные мероприятия по формированию
групп воспитанников.
 понятия «звуки», «буквы», «слог», «слово»закрепление;
17

4

Октябрь

1

2

3

4

 звук [а]; буква А;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 деление слов на слоги;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
 звук [о]; буква О;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 выбор слов с заданным звуком;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
 звук [ы]; буква ы;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 выбор слов к звуковой модели;
 чтение слогов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
 звук [и]; буква И;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 деление слов на слоги;
 составление предложений;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
штриховка).
 звук [у]; буква У;
 определение гласных и согласных звуков;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
 звук [н]; буква Н;
 звуковой анализ слов;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
18

5











Ноябрь

1









2









3









4






деление слов на слоги;
чтение слогов.
звук [м]; буква М;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
обводка, штриховка).
закрепление пройденного материала;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слов;
упражнения на определение гласных и согласных
по артикуляции;
чтение слогов, слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
штриховка).
звук [т]; буква Т;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [к]; буква К;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
звук [р]; буква Р;
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
19

Декабрь

1

2

3

4

Январь

3

 деление слов на слоги;
 чтение слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [л]; буква Л;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
закрепление пройденного материала
- игровые упражнения «Назови звук; составь из
палочек букву»;
- игра «Кто больше назовет слов на заданный звук»
- дидактическое задание «В каком домике живет
слово» (на умение считать звуки в слове от 3 до 4)
- упражнение «Найди все гласные звуки», «Найди
все согласные»
 звук [в]; буква В;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
 звуковой анализ слова;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения).
 звук [с]; буква С;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
 звуковой анализ слова;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
штриховка).
 звук [п]; буква П;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
20

4

5

Февраль

2

3

 упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [з]; буква З;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [б]; буква Б;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 упражнения на определение твердости и мягкости
согласных;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [д]; буква Д;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [г]; буква Г;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
21

4

Март

1

2

3

4

 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [ч]; буква Ч;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 закрепление пройденных звуков и букв;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [ш]; буква Ш;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [э]; буква Э;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 буква Ю;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
22

Апрель

1

2

3

4

Май

2

 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 буква Е;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 закрепление пройденного материала
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [ж]; буква Ж;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [й]; буква Й;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
 звуковой анализ слова;
 деление слов на слоги;
 чтение слогов и простых слов;
 работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
 звук [х]; буква Х;
 упражнения на нахождение места звука в слове;
 упражнения на определения количества звуков в
слове;
23









3





4
34

ИТОГО

звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
закрепление пройденного материала
упражнения на нахождение места звука в слове;
упражнения на определения количества звуков в
слове;
звуковой анализ слова;
деление слов на слоги;
чтение слогов и простых слов;
работа в рабочей тетради (дидактические задания,
графические упражнения.
Итоговое занятие

3.2 Планируемые результаты освоения Программы
На этапе завершения освоения Программы:
 ребенок способен планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели;
 знает о количестве, форме, величине предметов;
 умеет считать, измерять, сравнивать, вычислять, классифицировать,
систематизировать;
 владеет речевыми умениями;
 владеет звуковым анализом слов;
 понимает значение слов: «буква», «звук», «слоги», «слово»,
предложение;
 рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика);
 сформированы предпосылки к учебной деятельности и элементы
готовности к школьному обучению.

4

Организационно-педагогические условия

4.1. Календарный учебный график
Дата начала
обучения

01сентября

Дата
окончания
обучения

31 мая

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов

36

72

36

Режим занятия

2 занятия в
неделю
по 30 мин.

Каникулы: первая неделя февраля
24

4.2. Условия реализации Программы
4.2.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Занятия по Программе проходят в групповом помещении ДОУ, которое
имеет следующее материально-техническое оснащение:
 столы двухместные – 5 шт;
 стулья по количеству обучающихся – 10 шт;
 магнитно-маркерная доска – 1 шт;
 настенный развивающий коврограф «Ларчик»;
 мультимедийная техника;
 учебно-наглядные пособия;
 раздаточный и демонстрационный материал;
 тетрадь в клетку – 10 шт;
 рабочие тетради по математике – 10 шт;
 рабочие тетради по обучению грамоте – 10 шт;
 простые карандаши – 10 шт;
 цветные карандаши – 10 коробок;
 счетный материал – 10 коробок.
4.2.2. Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечивается заместителем заведующего
Филипповой Н.В. (Нижнетагильский государственный педагогический
институт; специальность - изобразительное искусство и черчение,
квалификация – учитель черчения и рисования, 2000; профессиональная
переподготовка: ГБПОУ Свердловской области «Северный педагогический
колледж», г.Серов, 2016, «Дошкольное образование»; АНО «Академия
дополнительного профессионального образования», г. Курган, 2019,
«Руководитель дошкольной образовательной организации. Менеджмент в
сфере дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».)

4.2.3. Методические материалы
«Развитие математических представлений»
1. Абдулова Г.Ф., Шевелев К.В. Большая книга по подготовке к
школе.- М.: Издательство «Малыш», 2020.
2. Дидактические игры по формированию количественных
представлений у дошкольников 4-7 лет: учеб.- метод. пособие /
авт.- сост. М.В. Афанасьева. – СПб.: «Издательство «ДетствоПресс», 2021.
25

3.

Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный
курс для детей 6 - 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2017.
4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2015.
5. Узорова О.В. Быстрая подготовка к школе. – М.: Издательство
АСТ, 2021.
6. Шевелев К.В. Большая книга упражнений для подготовки к
школе. С тестами на уровень знаний. ФГОС ДО. - М.:
Издательство АСТ, 2019.
7. Шевелев К.В. Готовимся к школе. Ориентируемся на плоскости.
Управление пространством на листе бумаги. 5-7 лет. - М.:
Издательство «Бином Детство», 2023.
8. Шевелев К.В. Логика для малышей. Упражнения для успешной
подготовки к школе.- М.: Издательство «Малыш», 2021.
9. Шевелев К.В. Парциальная общеобразовательная программа
«Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников». - М.: Просвещение, 2023.
10. Шевелев К.В. Проверочные работы по математике. Рабочая
тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС ДО. - М.: Просвещение, 2022.

«Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»
1. Колесникова Е.В.: Развитие интереса и способностей к чтению у
детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО. - М.:
Просвещение, 2023.
2. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте
детей 5-7 лет. Методическое пособие.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ
Сфера, 2023.
3. Маханева М.Д., Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7
лет. М.: Издательство «Сфера», 2023
4. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика». Картотека
предметных картинок. Образный строй речи дошкольника
(атрибутивный словарь). Выпуск 29.
5. Тихомирова Е.В. Современные игры по развитию речи детей.
«Издательство «Детство- Пресс», 2020.

4.3.

Педагогическая диагностика
Педагогическая
диагностика
направлена
на
изучение
индивидуальности и степень развития ребенка, а так же о получении
26

информации о динамики развития и успешности освоения им Программы.
Диагностика проходит 3 раза в год – октябрь, январь, май.
Методы диагностики: наблюдение, диагностические карточки с
заданиями, беседы, анализ продуктов деятельности, простые тесты. [4], [5],
[6].
Результаты фиксируются в таблице (таблица № 1) и заносятся в карту
индивидуального развития ребенка.
№
п/п

Показатели

Таблица № 1
Достижения ребенка
Сроки появления достижения
Степень проявления
октябрь
январь
май

1 задает вопросы, проявляет интерес к
неизвестной информации
2 умеет договариваться, работать в паре
3 владеет речевыми умениями (слышит,
слушает, обращается к собеседнику по правилам
этикета, формулирует свое суждение, правильно
выражает мысль посредством языка и т.д.)
4 знает о себе (фамилия, имя; дата рождения,
домашний адрес)

5 умеет считать в прямом и обратном порядке
в пределах первого десятка
6 имеет представление о составе числа в пределах
первого десятка
7 имеет пространственные представления
(слева, справа, вверху, внизу и т.д)

8 владеет анализом и сравнением
9 различает
и
правильно
называет
плоскостные геометрические фигуры: (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)

10 свободно ориентируется на листе бумаги
11 умеет классифицировать предметы по
признакам
12 выполняет простые арифметические задачи
на сложение и вычитание
13 владеет звуковым анализом слов
14 графомоторные навыки развиты
15 читает слоги
16 читает слова
17 умеет внимательно слушать и выполнять
задания, не отвлекаясь, в течение 30 минут
Инструментарий мониторинговых наблюдений:
 показатель проявляется «ярко» - зелёный кружок;
27

 показатель проявляется «нестабильно» - жёлтый кружок;
 показатель проявляется «почти не проявляется» – красный кружок».
Результаты диагностики используются преимущественно для
обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его
развития.

28

Литература
1. Афанасьева И.П., Шклярук И.А. Парциальная программа «Вместе
учимся считать» для детей 5-7 лет: учебно-методическое пособие.СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020.
2. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Формирование
звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как
предпосылки обучения грамоте». – 3-е изд., стер.- М.: Просвещение,
2023.
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –
СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
4. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.: Готов ли ваш ребенок к школе.
Экспресс-диагностика.- М.: Издательство «Гном», 2022.
5. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте
детей 5-7 лет. Методическое пособие .- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера,
2023.
6. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.- СПб.:
ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
7. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155).

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».